ВПК во время стоянки судна на якоре:
1. ® находится на мостике, контролирует место судна по контрольным пеленгам, используя ТСН;
2. ® ведет периодическое наблюдение за водной поверхностью. В случае появления нефтяных пятен на поверхности воды по возможности выясняет их происхождение, размеры, направление движения, докладывает капитану и старшему механику;
3. ® обеспечивает наблюдение за спущенными на воду судовыми и другими плавсредствами у борта, организует связь с ними;
4. ® контролирует ход рейдовых грузовых операций;
5. ® в конце вахты производит контрольное определение места судна;
6. ® обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа судна;
7. ® систематически проверяет глубину под килем, состояние якорного устройства, натяжение якорного каната, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания якорной цепи, учитывая при этом влияние приливо-отливных явлений;
8. ® делает периодические обходы по верхним палубам, оставив на это время на мостике вахтенного матроса;
9. ® контролирует обеспечение безопасной посадки (высадки) членов экипажа и пассажиров с рейдового или судового катера;
10. ® организует сдачу мусора на плавсредства порта в соответствии с местными правилами;
11. ® безотлагательно извещает капитана и принимает необходимые меры безопасности в случаях ухудшения погодных условий, получения штормового предупреждения, обнаружения дрейфа судна, обнаружения дрейфа судов, стоящих вблизи на якоре, опасного маневрирования судов поблизости, обнаружения загрязнения водной поверхности, появления сомнения в безопасности стоянки на якоре.
С усилением ветра обычно необходимо потравливать якорные цепи. Однако при этом следует ясно представлять, сколько времени понадобится для выборки якорей в случае необходимости снятия с якоря, чтобы судно за это время не было снесено к опасности.