Правовой статус судна. Капитан судна, экипаж судна

Все внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и являются путями общего пользования, т.е. используются в целях судоходства любыми физическими и юридическими лицами.

Суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге. Право собственности на судно, строящееся на территории РФ, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре РФ.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре РФ осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре РФ капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.

После внесения записи в Государственный судовой реестр РФ заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей Государственный судовой реестр РФ о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей. Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.

Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом РФ. На основании решения Правительства РФ может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства.

Право плавания под Государственным флагом РФ возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре РФ, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, выдают свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

Договор ипотеки судна должен быть нотариально удостоверен и подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.

Экипаж судна состоит из лиц командного состава судна и судовой команды, а в составе экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

Условия, которым должны удовлетворять лица, допускаемые к управлению судами и судовыми механизмами, а также порядок выдачи этим лицам дипломов и квалификационных свидетельств определяются положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ.

Капитан судна управляет судном, руководит судовождением и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания, к поддержанию порядка на судне, охране жизни и здоровья находящихся на судне людей и сохранности судна и перевозимых на нем грузов.

Все распоряжения капитана, в пределах его полномочий, должны беспрекословно выполняться всеми лицами экипажа судна, а также пассажирами и другими находящимися на судне лицами.

О каждом случае рождения или смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале. К акту о смерти присоединяется опись находящегося на судне имущества умершего. Капитан принимает меры к охране документов и имущества умершего, а по прибытии в ближайший порт (пристань) передает документы и имущество начальнику порта (пристани) или родственнику умершего.

Капитан вправе удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание. Завещание, составленное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

Капитан судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна. Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.

При столкновении судов, если такое столкновение произошло по вине одного из судов, убытки несет то судно, по чьей вине произошло столкновение. В случае, если столкновение судов произошло по вине двух или более судов, ответственность каждого из них за убытки определяется соразмерно степени вины. В случае, если невозможно установить степень вины каждого из судов, ответственность за убытки распределяется между ними поровну.

Владельцы судов, виновных в столкновении, отвечают солидарно перед третьими лицами за вред, причиненный в результате смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, уплативший большую сумму, чем ему следует уплатить, имеет право регресса к другим судовладельцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: