Наиболее общепринятой для оценки ветроволновых потерь скорости судов водоизмещением 5¸25 тыс. т является формула ЦНИИМФа:
(33.19)
где V0 – скорость судна на тихой воде, соответствующая фактическим оборотам движителя и фактическому весовому водоизмещению (Д) судна, (уз.);
VB – скорость судна при тех же оборотах движителя при плавании на волнении, (уз.);
h – высота волн, (м);
qB – курсовой угол волнения, (рад.).
Возможны и другие варианты формул для оценки ветроволновых потерь. Общей закономерностью всех формул является тот факт, что с увеличением весового водоизмещения судна потери скорости на волнении уменьшаются.
Ветроволновые потери зависят от курсового угла ветра и волнения и максимальны в диапазоне 0° £ qB < 45°. На кормовых курсовых углах ветра силой до 3¸4 баллов может наблюдаться приращение скорости до 5¸8%, однако при дальнейшем усилении ветра и волнения скорость вновь начинает падать из-за увеличения гидродинамического сопротивления и ухудшения условий работы гребного винта.
Следует учитывать и необходимость вынужденного снижения скорости судна: так, на крупнотоннажных танкерах в грузу при встречном ветре 7¸8 баллов и волнении 5¸6 баллов скорость снижается на 20¸30%, а при ветре 8¸9 баллов и волнении 6¸7 баллов – до 40%.