Постановка судна на два якоря (фертоинг)

Способ стоянки на двух якорях называется фертоингом. Еще в Уставе Морском, изданном при Петре I в 1724 г., гово­рилось: «Фертоинг, т. е. на двух якорях стоять».

Постановка судна на два якоря обычно преследует следую­щие цели:

1) предотвратить дрейф судна в свежую погоду, когда дер­жащей силы одного якоря может оказаться недостаточно;

2) не допустить большой циркуляции судна в стеснённом месте.

В первом случае маневр обычно выполняется следующим.об­разом: подходят уменьшенным ходом

к месту якорной стоянки и приводят судно к ветру.

Не доходя до линии ветра 2—3 румба, отдают на малом ходу наветренный якорь и продолжают продвигаться вперед, ували­ваясь под ветер и потравливая якорную цепь.

Вы­травив с предосторожностями без рывков 2—3 смычки якорь-цепи, останавливают судно задержи­ванием якорь-цепи. Как только судно начнет дви­гаться к ветру, отдают второй якорь.

После этого обе якорные цепи выравнивают, потравливая их в соответствии с глубиной и силой ветра. Следует избегать отдачи якорей на близком расстоянии друг от друга так как при штормовой погоде якоря стягиваются, запутываются и теряют держащую силу.

Во втором случае при постановке судна на два / якоря способом «фертоинг» поступают следующим образом:

а) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом заднем ходу, затем потравливают якорь-цепь на двойную длину против требуемой. После этого отдают второй якорь. Далее подбирают половину вытравленной якорь-цепи первого якоря и одновременно вытравливают такое же ко­личество якорь-цепи второго якоря. Если в районе стоянки приливо-отливное течение одного направления сильнее противо­положного, то соответственно этому изменяют длины якорь-це­пей. При стоянке судно, разворачиваясь под действием ветра или течения, описывает циркуляцию, радиус которой немногим превышает длину судна;

б) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом переднем ходу. Потравив двойную дли­ну якорной цепи, задерживают судно и отдают второй якорь. В дальнейшем выравнивают якорные цепи, как указано выше.

Стоянка способом «фертоинг» не дает преимущества в том случае, если ветер примет направление по линии отданных яко­рей, так как тогда нельзя будет рассчитывать на помощь второ­го якоря.

Производится при продолжительном штормовом ветре или сильном течении.

Постановка на два якоря при боковом ветре.

В точке отдачи первого якоря стопорят машину и отдают якорь с наветренного борта. Якорная цепь травится свободно. Руль перекладывают в сторону отданного якоря. Перед отдачей второго якоря дают задний ход. Когда инерция движения будет погашена отдают второй якорь. Далее, дрейфуя под ветер, выравнивают длину якорных цепей.

Постановка на два якоря при встречном ветре.

Постановка производится в два приема. Вначале отдают один якорь. Далее, дрейфуя под ветер выходят на якорную цепь. В положении 2 машине дают передний ход и руль перекладывают в сторону, противоположную отданному якорю и поднимаются на ветер под углом 20-30° по отношению направления на отданный якорь. Отданный якорь приводят на траверз, гасят инерцию и отдают второй якорь. Затем длину якорных цепей выравнивают.

Основные рекомендации при съемке судна с якоря сводятся к следующему:

выборку якорной цепи следует начинать на самой малой скорости, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля. Когда судно тронется, скорость выборки можно увеличить, но при этом, не разгоняя судно, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;

перед положением якорной цепи «панер» скорость выборки должна быть уменьшена до минимальной. Если мощности брашпиля не хватает для выворачивания якоря из грунта, то цепь берется на стопор, машине дается передний ход и якорь выворачивается из грунта движением судна;

при съемке с якоря в сильный ветер рекомендуется для облегчения работы брашпиля осторожно подрабатывать машиной на передний ход;

на стесненных якорных стоянках сначала следует подобрать якорную цепь, оставив в воде ее длину в 1,5 - 2 глубины места якорной стоянки. Затем развернуть судно на якоре в нужном направлении и только тогда выбирать якорь полностью;

не следует выбирать якорную цепь, когда она сильно натянута и идет через форштевень. Необходимо подождать, когда цепь ослабнет и судно повернется носом к якорю;

если судно стоит на двух якорях с перекрещивающимися цепями или при образовании “креста”, первой выбирается нижняя цепь;

при одинаковой длине якорных цепей последним обычно выбирается тот якорь, в сторону которого судно будет разворачиваться при выходе с места якорной стоянки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: