Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Основными зада­чамиПенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитно­го учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходова­ние средств Фонда в соответствии с действующим законодательством. Доходы бюджетаПенсионного фонда РФ складываются из поступ­лений сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из фе­дерального бюджета; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии; средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством РФ; доходов от размеще­ния временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства пенсионного фонда РФ направляются на выплату госу­дарственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормиль­ца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсио­нерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфици­рованных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиа­ционных и техногенных катастроф. За счет средств Пенсионного фон­да финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные де­нежные выплаты.

Наибольший удельный вес в расходах Пенсионного фонда занима­ют выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуще­ствляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий воен­нослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; рас­ходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а так­же в результате других радиационных и техногенных катастроф; рас­ходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной вой­ны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за гра­ницу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государствен­ных пенсий.

Длительное время в России действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации — роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. С 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения.Распределительная система финансируется из налоговых поступлений от предприятий. Она защищена от рисков, связанных с финансовым положением отдельных предприятий и регионов, но не от страховых рисков (например, экономических кризисов). Переход к накопительной пенсионной системеповысит уровень за­щищенности пенсий в России.

На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (пер­сонифицированного) учета будут открыты лицевые счета, на которые и будут зачисляться страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета будут состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Страховая часть трудовой пенсии будет учитываться на индивиду­альном лицевом счете с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях будут учитываться в специальной части лицевого счета. Накопления будут состоять из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и до­ходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, будет устанавливать­ся социальная пенсия.

Целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Виды и структура трудовой пенсии определе­ны Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой и накопитель­ной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Постановлени­ем Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 «Об утверждении ко­эффициентов индексации с 1 февраля 2002 года базовой и страховой частей трудовой пенсии» утвержден коэффициент индексации в разме­ре 1,065. За счет страховых взносов, зачисляемых в бюджет ПФР, будут финансироваться страховая и накопительная части трудовой пенсии.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопитель­ной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде. Предлагается основную часть средств с накопительных счетов вкладывать в государственные ценные бумаги и банковские депозиты, а в перспективе — в акции и кор­поративные облигации. Гарантией сохранности этих денег должны стать золотовалютные резервы Центробанка и весь российский бюджет. Ос­тавшуюся часть средств предлагается инвестировать за рубеж.

К началу 2004 г. российские граждане должны были окончательно оп­ределиться с местом, куда будет направлена накопительная часть пенсионных взносов: либо оставить эту часть в инвестиционном портфеле ПФР, либо доверить ее частным управляющим компани­ям, либо в качестве частных инвесторов выбрать место для их хране­ния самостоятельно. Особая роль на этапе пенсионной реформы от­водится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). НПФ на­ряду с Пенсионным фондом РФ смогут стать полноправными участниками рынка накопительной обязательной государственной пенсионной системы.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"» определено, что негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерчес­кой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсион­ному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декаб­ря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пен­сионному страхованию в соответствии с федеральным законом и дого­ворами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспече­нию его участников осуществляется на добровольных началах и вклю­чает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и орга­низацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обяза­тельств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Инвестирование средств Пенсионного фонда РФ будет осуществляться профессиональными инвесторами, схема вложений средств выбирается гражданином. В отсутствии такого выбора Пенсионный фонд направляет деньги в специализированную компанию, которая будет вкладывать их только в государственные ценные бумаги. Инвестиционная деятельность управляющей компании будет контролироваться специализированным депозитарием, который будет регистрировать все операции с ценными бумагами. Управляющая компания и депозитарий вместе отвечают за вложенные средства своим имуществом. Третий уровень защиты – страховая организация. Наличие трех уровней защиты удорожает контроль, что ведет к снижению пенсионных выплат. Нужна такая организация накопительной системы, которая гарантировала бы защиту средств каждому пенсионеру более дешевыми методами.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 287 НПФ, имеющих государственную лицензию. В то же время, по оценкам специалистов, для того чтобы обес­печить 10% работающего населения, потребуется как минимум 800 НПФ, а 30% населения - 2000 НПФ. Переход к накопительной системе требует обеспечения полной прозрачности и четкой регламентации процесса инвестирования на­коплений. Но до сих пор отсутствует необходимая законодательная база для инвестирования; не определены органы, которые будут осу­ществлять контроль и надзор в накопительной системе; не выработана стратегия инвестирования; продолжается дискуссия по техническим вопросам. Большие проблемы создают и высокие темпы инфляции, что ставит под вопрос эффективность инвестирования накоплений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: