Фонд социального страхования РФ и фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., и управляет средствами государственного социаль­ного страхования РФ. Денежные средства ФСС являются государ­ственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствую­щих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюдже­ты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении — правлением ФСС и его председателем.

Основные задачи ФССвключают в себя обеспечение:

— гарантированных государством пособий по временной нетрудо­способности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ре­бенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

— участия в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

— осуществления мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

— финансирования общероссийских мероприятий по государ­ственному социальному страхованию;— дотаций отделениям Фонда при недостатке их оборотных денеж­ных средств;

— организации работ по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

— сотрудничества с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. № 891 «Об участии Фонда социального страхования РФ в деятельности меж­дународной ассоциации социального обеспечения» установлено, что ФСС РФ примет участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения в качестве полноправного члена и уплатат долю неправительственной части ежегодного членского взноса в соот­ветствии с установленной шкалой взносов за счет средств бюджета фонда, предусматриваемых на международную деятельность. Меха­низм формирования и использования преобладающей части средств ФСС позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.

Средства ФСС образуются за счет: сумм единого социального нало­га; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; дохо­дов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвид­ные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюд­жета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (по­собий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно­быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.

В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение

В 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 17 июля 1999 г.). Страховые тарифы на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (под­отраслей) экономики в соответствии с классами профессионально­го риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахован­ного на его медицинскую, социальную и профессиональную реаби­литацию. Размер ежемесячной страховой выплаты не может превы­шать 30 000 руб.

При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний производится начисление пеней и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание недоимок и пеней по страховым взносам закреплено за исполнительными органами ФСС. Взыскание штрафов со страхователей и банков производится в судеб­ном порядке.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) зани­мает значительное место в структуре социальных внебюджетных фон­дов. Он был учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Феде­рации», который был введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является со­ставной частью государственного социального страхования и призва­но обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможнос­ти в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляе­мой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в госу­дарственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинс­кой помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с ним граждане России бесплатно пользуются, напри­мер, услугами скорой и неотложной помощи при плановой госпитали­зации.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориаль­ных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинс­кого страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществле­ние целевых расходов по финансированию территориальной про­граммы обязательного медицинского страхования. В случае отсут­ствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования для предоставления субвенций привлекают­ся ресурсы нормированного страхового запаса Фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется Комиссией Федерального ФОМС при условии со­блюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Налогоплательщики имеют право на ряд социальных налоговых вычетов. Перечни лекарственных средств, медицинских услуг и доро­гостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, суммы оп­латы которых за счет средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утверждены Пра­вительством РФ.

В России в условиях, когда государственные обязательства по оказанию бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами, актуальным является вопрос стратегии развития медицинского страхования, его места в организации и финансировании оказания медицинской помощи гражданам.

Решение вопросов финансирования здоровья должно идти за счет дальнейшего реформирования системы ОМС и действующей системы социального страхования. В системе социального страхования выделяются два вида обязательного социального страхования: обязательное общее страхование, на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору, и обязательное профессиональное страхование лиц, занятых на работах с особо опасными и неблагоприятными условиями труда, связанных с повышенным травматизмом.

Повышение уровня социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан возможно при интеграции всех средств, направляемых и связанных с поддержкой и охраной здоровья. Целесообразность интеграции средств, связанных с охраной и поддержкой здоровья, диктуется единством задач, решаемых системами социального страхования, связанных с финансированием заболеваний и соответственно с мероприятиями профилактическими, лечебными и выплатой пособий по нетрудоспособности.

Поэтому в дополнение к системе ОМС может развиваться и добровольное медицинское страхование. В этом направлении сделаны определенные шаги. С принятием главы 25 Налогового кодекса РФ взносы по добровольному страхованию уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Меняется также порядок исчисления ЕСН при оплате налогоплательщиком страховым взносом по договорам добровольного страхования – от налогообложения освобождаются суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного страхования работников при условии отсутствия выплат непосредственно застрахованным физическим лицом в следующих случаях:

· если договор предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключен на срок не менее одного года;

· если договор заключен исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: