Советы родителям по подготовке детей к игре

Дети дошкольного (от 5 лет), младшего и среднего школьного возраста являются целевой аудиторией нашего педагогического проекта. Как правило, органично чувствуют себя в Нарнии и старшеклассники, и студенты. Но если две последние группы способны подготовится к игре самостоятельно, то младшим детям необходима серьезная и последовательная помощь родителей.

Советую родителям

1) Внимательно изучить игровые правила и пересказать их детям в доступной форме.

2) Обсудить с детьми азбуку ролевой игры нашего типа: оговорить необходимость вести все диалоги и действия только от лица персонажа, объяснить необходимость действовать вместе с той игровой командой, к которой приписан ребёнок, независимо от его реальных родственных и дружеских связей. Сообщить режим игрового дня, правила входа в игру и выхода из нее. Сообщить все запреты-табу.

3) Выделить технические правила и несколько раз повторить с детьми особенности игрового пространства, передвижений, ведения боёв, лечения и т.п. Ребенок должен достаточно полно знать, что он может и что не может делать в игровом пространстве и как ему действовать в типичных игровых ситуациях.

4) Отдельно стоит выделить также правила речевого этикета и разучить с ребёнком формы обращений к Аслану, лордам и другим персонажам. Объяснить о полном запрете обращения к партнёрам на «ты» (исключение — личный диалог с Асланом).

Кроме того, ребёнку с вашей помощью нужно изучить в самых общих чертах

1) Мир и древнюю историю Нарнии (по книге «Лев, колдунья и платяной шкаф»).

2) Игровую предысторию очередной серии (если персонаж, которого играет ребёнок, является взрослым и посвящён в нарнийскую историю по роли).

3) Географию Нарнии (если персонаж ребёнка является взрослым героем и посвящён в тонкости нарнийских дел — то изучить её детали, относящиеся к текущему сюжету, поскольку игровая география периодически изменяется).

Отдельно выделяю творческую подготовку к игре. Она имеет две стороны:

1) Участие в подготовке бутафории и антуража. Каждая игровая семья берет на себя часть общей работы по подготовке бутафории (плакатов, указателей, декораций, других игровых предметов) для своей игровой команды (города, деревни, рода, двора), причем основную работу по рисованию, вырезанию, наклеиванию бумажек стоит, конечно, поручить детям. Если дети играют лордов или имеют какие-то игровые должности, они самостоятельно должны разработать и изготовить свои флаги, гербы, печати и другую символику. Способных детей стоит привлекать к изготовлению, пошиву игровых костюмов.

2) Участие в моделировании и развитии сюжетов. Родители должны помочь детям определить их зону ответственности в игровом мире. Зона ответственности — это те возможности, которые открыты в игре для конкретного персонажа. За реализацию этих возможностей ребенок отвечает сам. Надо объяснить детям, что от их персонажа, от их личной игры зависят разные стороны жизни игрового мира, конкретные параметры игры (например, от умения фехтовать и мужества рыцаря зависит благополучие королевства, от знаний и мудрости советника зависит политика, а от забот старосты — порядок в деревне; точно так же игроки будут ожидать пользы от волшебников, разведчиков, врачей и тп). Но прежде, конечно, придётся объяснить, что игра (нашего типа) — это всегда взаимодействие с кем-то (с партнером), а не с самим собой. Поэтому определение зоны ответственности является ключевым моментом в подготовке ребёнка к игре. Речь идет, конечно, об ответственности перед игровым миром, перед партнерами. При этом всегда нужно иметь в виду, что эта ответственность игровая — она накладывается не на самого ребёнка, а на его персонажа. Такая психологическая уловка позволит пробудить дремлющие в ребенке организационные и другие таланты, не обременяя его непосильной для его возраста ношей.

Зона ответственности определяетигровые действия и поступки, которые ребенок может совершать самостоятельно, прилагая творческие усилия, исходя из целей и интересов своего персонажа. Таким образом, для участия в сюжете необходимо сначала обсудить с ребенком его роль: биографию, характер и интересы героя. Следующим шагом будет проговаривание возможных шагов и действий героя в тех рамках, которые позволяет сюжет и место персонажа в игровом мире. Это даст ребенку возможность в ходе игры чувствовать себя уверенно, выбирать те или иные варианты из заранее заготовленных (хотя игроки должны всегда быть готовы к импровизации).

Чем больше зона ответственности игрока, тем больше возможностей реализовать свои творческие способности он имеет.

Самая протяжённая зона ответственности — у игровых лордов, роли которых мы в основном поручаем детям. Их зона ответственности — это всё владение (королевство, графство и т. п.) со всеми реальными и виртуальными персонажами. Ответственность лордов может также распространяться во времени: на игровое прошлое (если ребёнок выдумывает предысторию своего владения) и будущее (когда игрок планирует дальнейшие шаги для следующей игры). Несомненно, интереснее и полезнее, если эти шаги игрок предпринимает в контакте со своими игровыми партнерами (членами рода, подданными, советниками, врагами). Есть возможности и для распространения игровых действий детей в пространстве: путем игровой переписки от лица персонажа с другими персонажами (до игры, на игре и после неё).

Если вы хотя бы в общих чертах знакомы с концепцией нашего проекта, то поймёте, что наши педагогические задачи выполняются тем полнее, чем шире зона ответственности ребёнка. При условии, что она не чрезмерна для него — но зачастую только игра может показать, на что в действительности способен ребёнок.

Очертить границы зон ответственности, упорядочить их помогает игровая феодальная иерархия. У разных персонажей имеются различные, чётко определённые игровые обязанности.

В обязанности лордов (сеньоров, королей и королев) входит предводительство в войне, суд и проявление щедрости. Эти три функции: судьи, полководца и дарителя — лорды обязаны проявить в каждой игре.

В обязанности придворных входит (в зависимости от их должности) защита господина, дача ему советов, выполнение поручений, подготовка и организация пиров, судов, состязаний, коронаций, уведомление других нарнийцев о распоряжениях властелина. Придворные первыми славословят своих королей на праздниках, во время визитов и в разных торжественных случаях. Они показывают пример всем остальным.

Обязанности рыцарей — борьба с врагами, дежурство на воротах и другие воинские подвиги.

Говорящие животные играют в Нарнии роль «крестьянства»: это нарнийский народ. Как правило, они занимаются какими-то бытовыми делами, пока труба не призовёт их на службу королю (или своему герцогу, графу и т.п.). Всякий представитель нарнийского народа мечтает стать придворным в Кэр-Паравеле. Юноши стремятся стать рыцарями, девушки — придворными дамами. Обязанность народа, как и придворных — славословить королей и прочих лордов, а также выдающихся героев.

Промежуточную роль между крестьянами и магами занимают сказочные герои, низшие божества: нимфы, сатиры, эльфы. Это народ, который в случае необходимости оказывает поддержку лорду мечом, но они и волшебники, которые исполняют свои магические обязанности.

Иерархия также помогает разделять ответственность между персонажами и делегировать её по феодальной лестнице. Феодальная иерархия в игровой форме учит ребёнка подчинению и руководству, без которых невозможен никакой созидательный труд, показывает способы делового и семейного (насколько семья представляет собой иерархию) общения. В этом и состоит педагогический смысл игровой феодальной системы, вне зависимости от её реальных исторических плюсов и минусов. Поэтому детей, исполняющих роли рыцарей и простолюдинов («простозверинов», «простодухов»), надо заранее подготовить к необходимости подчиняться в игре их лордам, относиться к своим обязанностям добросовестно, ставить интересы королевства или других владений выше своих собственных.

Важным элементом игры являются также восхваления, приветствия, тосты, которые подданные произносят в честь своих лордов. На случаи пиров или праздников детям стоит подготовить творческие выступления перед лордами: мини-спектакли, стихотворения, песни, танцы и т. д., в зависимости от своей роли и собственных способностей, увлечений, подготовки. В этом смысле Нарния должна стать пространством для демонстрации различных детских талантов.

Приветствия и восхваления подданные произносят всякий раз в торжественных случаях (победа, заключение мира, коронация), при прибытии или отбытии лорда и т.д. Но и в игровом быту ни в коем случае нельзя пренебрегать этикетом: например, персонажи могут сесть, только если сел лорд, начинают кушать, только когда начал кушать лорд и т.п. Даже отход лорда ко сну и пробуждение можно обставить приветствиями, пожеланиями, звуками труб и т.п. В Нарнии больше, чем где либо, «короля играет свита». Если подданные пренебрегают этими этикетными жестами, формами, игра тут же разваливается. Для регуляции этикетных жестов при каждом лорде должен присутствовать свой глашатай или церемониймейстер.

Такие же формы почтения нарнийцы должны оказывать их «верховному лорду» Аслану.

С другой стороны, нарнийские лорды должны уметь относиться к своим подданным милостиво, со щедростью и любовью. Для проявления этих качеств недостаточно «доброй интонации»: чувства и отношения в игре выражаются в основном через символические предметы и символические действия. Например, королевская щедрость к подданным проявляется путём дарения подарков (большей или меньшей реальной ценности), раздачи вкусной еды, дарения титулов и земель наиболее отличившимся персонажам. Ни одной игры не может пройти без того, чтобы лорд не подарил кому-либо из подданных за боевые или иные заслуги рыцарский титул или титул благородной дамы («леди»). Лорды могут также дарить своим подданным праздники, объявляя бал, пир или состязание.

Любовь лордов к подданным проявляется в самопожертвовании (например, в добровольной отдаче себя в залог, в плен к врагам, если враги обещают за это помиловать подданных).

Милость лорд может проявить на суде, пощадив провинившегося, которого по закону надлежит наказать.

О всех этих возможностях проявления игровых чувств родителям следует проинформировать своих детей.

При исполнении своих игровых обязанностей нарнийские лорды и их подчинённые должны разделять зоны ответственности по вассальной системе. Верховные лорды осуществляют общее руководство, при этом те или иные обязанности они передают своим вассалам, за собой оставляя контроль. Во время войны между отдельными вассалами распределяются фронты, направления, рода войск, а в мирное время — обязанности по подготовке пиров, балов, оформления дворцов и т.п. действий.

Верховные лорды могут (и даже должны) начинать распределять ответственность между подданными ещё до начала игры, на этапе подготовки, путём переписки, в игровой или реальной форме. Точно так же их подданные, ещё не начиная игры, уже должны относиться к лордам как к капитанам игровых команд. Лорды распределяют между членами команды нагрузку по изготовлению игровой бутафории, а также распределяют игровые должности и сообщают игрокам, какие предметы те должны подготовить для полноценной игры, какие знания от них потребуются.

Не стоит забывать, что система отношений в игровой Нарнии перевёрнута относительно реальной: взрослые, как правило, играют простолюдинов, а дети — господ. Поэтому перед детьми-лордами встаёт дополнительная трудность — как управлять родителями? В то же время этот момент может представлять особый интерес для детей: они получают право временно оказаться на месте взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: