Технология поддержки управленческих решений

Рассмотрим схему принятия решений:

 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ ситуации;
  2. Формирование и выбор вариантов решений;
  3. Организация выполнения решений;
  4. Контроль выполнения решений;
  5. Постановка проблемы;
  6. Принятие решения;
  7. Приказ указаний или сигнал в автоматических системах;
  8. Обратная связь и коррекция решения.

Данная схема показывает, что технология принятия решений включает методы и процедуры анализа ситуации, формулирования проблем, организация выполнения принятия решения и контроль исполнения.

Возможны следующие уровни процесса принятия решений:

- Индивидуально-организационный;

- Групповой-неорганизационный;

На индивидуальном уровне руководитель является лицом, принимающим решение, и он организует все процессы принятия решений, при этом он является руководителем небольшого предприятия.

На групповом уровне процесс принятия решений осуществляется группой лиц, взаимодействующих друг с другом, по не всегда формально установленным правилам. На одних этапах процесса принятия решения эффективным может являться индивидуальный или групповой вид деятельности.

Основная идея поддержки заключается в следующем:

Лицо, принимающее решение (руководитель), на которое возложена ответственность за исход решения, нуждается в систематической помощи как в организационном, информационном, так и в вычислительном обеспечении. Поддержка ЛПР оказывается в соответствии с ее потребностью, т. е инициатива на запрос помощи исходит от ЛПР. Также сам ЛПР может определить вид, объем, время не входимой помощи.

Тип решений ЛРП может быть стратегический, тактический, оперативный, который различается по степени важности и продолжительности принятия решений.

На рисунке показано, как зависит распределение времени руководства на принятие решения от вида решения.

t 100%
- крупные организации
- средние предприятия
- мелкие предприятия
I Оперативные решения
II Тактические решения
III Стратегические решения

Основная функция системы поддержки решений – это система поддержки решений, оказание помощи ЛПР. Осуществляется автоматически по определенным правилам и процедурам в индивидуальном порядке или при работе некоторой группы, каждый раз ориентированной на выработку конкретных решений и проблем.

ЛПР совместно с поддерживающей системой образуют систему ПР. Роль и место СПР в этой системе показывается на рисунке.

Uпр - промежуточный индивидуальный продукт (варианты, рекомендации, оценки);

Uвх1 - входная информация (знания, модели, информация о других СПР);

Uвх2 - входная информация (данные о производственной ситуации);

Uвх3 - входная информация (средства производства, трудовые ресурсы);

Рк - конечный производственный результат (услуги, продукция);

Рр - программа исполнения решений;

Uвых - выходная информация (информация для других СПР);

Uвх2 - конечный информационный продукт, решение.

Рк
Uвх3
Uвх
Uвых
пр
Uвх2
Uпр
ЛПР
СПР
Uк
Производственные системы

Стратегические СПР служат для поддержки управления решений. При этом приходится иметь дело с неформализованными сложными проблемами и неструктурными данными.

Также могут быть индивидуальные (персональные) и групповые СПР.

- Персональная СПР обслуживает одного руководителя;

- Групповая ориентируется на оказание помощи группе специалистов, привлечении для решения проблем

Многообразие задач групповой поддержки решения можно свести к 3м типам формирования объектов различных классов, включающие определения характеристик проблемной ситуации, постановку и структуризацию проблем определения их характеристик, формирование цели и конечных результатов, определение критериев оценки вариантов, подготовка рекомендации к принятию решений, составление готового документа и разработка предложенных на реализацию выработки решения.

Оценка характеристик включает в себя оценку характеристик проблемы и ситуации определения предпочтений при выборе вариантов решения, определение качества принятых и реализуемых решений.

Комплексные решения первых двух типов

На схеме показана схема организации процесса групповой поддержки решения.

I – Постановка задачи групповой поддержки решения;

II – Подбор членов экспертной группы;

III – Проведение экспертизы;

IV – Обработка данных экспертизы;

V – Предоставление результатов экспертизы руководству.

1. - Формулирование задачи поддержки;

2. - Определение задач экспертизы;

3. - Определение качественного и количественного состава группы;

4. - Формирование группы;

5. – Выбор методики проведения экспертизы;

6. - Обсуждение и анализ задачи поддержки;

7. – Выработка индивидуальных оценок и предложений;

8. – Сбор данных группы и оформление результатов;

9. – Разработка обобщенных оценок на основе индивидуальных;

10. – Определение согласованности мнений экспертов;

11. – Анализ результатов обработки данных;

12. – Подготовка и доведение доклада руководству.

  I
 
 
  II
 
 
  III
 
 
 
 
  IV
 
 
 
  V
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: