Философы

Почти в каждом большом коллективе (состоящем из не­скольких групп) встречается тип философа. В одном слу­чае это — оптимист и даже юморист, в другом — пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей орга­низации.

Веселое настроение играет, разумеется, огромную роль в лечении таких упорных психоневрозов, как заикание.

Конечно, юмор невротиков и его использование, смех в коллективе как лечебный фактор — это чрезвычайно заман­чивая, захватывающая тема. Заикающиеся по своей психо­логии особенно чутки к юмору и сатире. Впечатлительные и восприимчивые, они впитали в себя бесчисленное множество юмористических замечаний, иронических намеков, а то и прямо насмешек по их адресу. Отсюда — стремление к на­ступательному действию тем же оружием! Комическое и за­икание, вообще говоря, — тема вполне законная. В самом заикании мы имеем элемент комического. Отсюда у заики — боязнь быть объектом комического. Нас сейчас интересует взаимное использование смеха, шутки для искоренения ро­бости, застенчивости, навязчивости. Кроме того, задача со­стоит в том, чтобы преодолеть боязнь комического у заика­ющегося, и наоборот, научить его использовать оружие ко­мического против насмешников, расширив и подняв затем сатиру бывшего заики на принципиальную высоту.

Нет нужды прибегнуть к своеобразной терапии через разгневание пациента с помощью угроз или грубого обраще­ния. Подлинная психотерапия в коллективе, отрицая по­следнее, совершенно не исключает юмора, равно как и ли­рики и пафоса, в лечении психоневроза. Психотерапия — «словолечение» — не в смысле повторения магических, чу­додейственных слов, а в смысле удачного использования всего богатства данного языка, содержащего в себе веские, разумные мысли, проникнутые теплотой и юмором. И при­менение в коллективе подлинной беззлобной шутки, состо­ящей из элементов сатирического и лирического, оправды­вается целиком.

Подготовка к победам

Чего именно следует опасаться в коллективе — это за­стойности, косности, приостановки роста, задержки на од­ной фазе.

Третьей фазе — бывший больной среди здоровых — пред­шествует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здо­ровые. Мы считали целесообразным не разрывать изложе­ния содержания работ этих двух фаз. Собственно, подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вер­нуться несколько к прошлому.

Специфическим моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выс­тупления в присутствии здоровых людей. Этой полосе обя­зательно должны предшествовать очищение коллектива от балласта и проверка своих рядов. Вторая фаза и начало тре­тьей — самое интересное, захватывающее, трогательное в правильно организованном коллективе. Подъем у коллек­тивистов возрастает, весеннее, радостное настроение охва­тывает всех участников. В честь здоровой речи пишут сти­хи, слагают песни. И стихи, стихи — какое-то стихийное бедствие! Но эти гимны речи, свободе ее чрезвычайно трога­тельны.

Выздоравливающий не удовлетворяется больше своей сре­дой, а хочет, чтобы его слушал здоровый. Понемногу, по желанию самих участников, в коллектив приглашаются здо­ровые люди — родные, друзья, знакомые. Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих и слышали безупречную речь своих зна­комых. Тогда нашим коллективистам нельзя будет отступать в своей среде,где живут и работают свидетели их успехов.

Какие речевые занятия можно продемонстрировать перед гостями? Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все в прениях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п.

Параллельно с внутренними победами, а иногда и не­сколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью. Здесь огромный выбор вся­ких возможностей. Исполнить какое-либо поручение, тре­бующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п. При этом для большего закала воли вы­бираются различные неблагоприятные условия, например: в переполненном вагоне трамвая громко попросить у кондук­тора остановку по требованию, на улице спросить что-либо у самого сурового на вид прохожего и т. п.

Настоящие победы!

Большим публичным выступлением, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предшествовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо чи­тать воображаемым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Представлять себе слушателей, когда их нет, и, наоборот, вообразить себе, что читаешь один в аудитории, когда на самом деле она наполнена слушателями. Коллек­тивисту такая тренировка дается легче, поскольку он посто­янно общается с коллективом. Задача здесь — уметь видеть в лице коллектива одного человека. О роли воображения говорить не приходится.

Продолжительность той или иной фазы прежде всего зави­сит от роли ее в исцелении заикания. Первая фаза — искусст­венная среда — является первичным, предварительным эта­пом. Останавливаться на ней дольше трех декад — нецелесо­образно, пройти ее в две декады — крайне желательно. Вторая фаза — бывшие больные плюс здоровые — ближе к действи­тельности, следовательно, более нас удовлетворяет. Но и она не должна чрезмерно длиться. Лучшей для нее продолжитель­ностью, пожалуй, следует считать три-четыре декады. Что же касается третьей фазы — выздоравливающие в здоровой сре­де, — наиболее для нас желанной, то здесь сроки условные. Начавшись в коллективе, третья фаза будет продолжаться и за его пределами. Другими словами, будет достигнуто то, к чему мы стремимся: нахождение нашего бывшего коллективиста в обществе себе подобных, т. е. в обществе здоровых людей.

Специфическое для третьей фазы состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейской, реальной, откуда пришел он в коллек­тив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависимости от тех или иных усло­вий, окружающих их. Студент одного из московских вузов Р. для окончательного закрепления своих успехов желает выступить с докладами на ближайшем семинаре и студен­ческом собрании. «Тогда почувствую себя совершенно счаст­ливым!» — заявляет он.

Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в коллективе, куда приглашены некоторые будущие его слу­шатели-студенты. Доклад обычно удается на славу. «Вот так сделаешь ты свой доклад в институте, — говорят счастлив­цу. — Окажем тебе моральную поддержку».

В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллек­тивисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллекти­ву и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе. Пессимисты и скептики не поверят, но факт — упрямая вещь, с триумфом возвращается наш оратор с док­лада. Победа! Победа!

Победитель делил свою радость вместе со всем коллекти­вом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчика служили неисчерпаемым источником бодрости для всего коллектива. Эти победы заносились в особую кни­гу побед...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: