Почти в каждом большом коллективе (состоящем из нескольких групп) встречается тип философа. В одном случае это — оптимист и даже юморист, в другом — пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей организации.
Веселое настроение играет, разумеется, огромную роль в лечении таких упорных психоневрозов, как заикание.
Конечно, юмор невротиков и его использование, смех в коллективе как лечебный фактор — это чрезвычайно заманчивая, захватывающая тема. Заикающиеся по своей психологии особенно чутки к юмору и сатире. Впечатлительные и восприимчивые, они впитали в себя бесчисленное множество юмористических замечаний, иронических намеков, а то и прямо насмешек по их адресу. Отсюда — стремление к наступательному действию тем же оружием! Комическое и заикание, вообще говоря, — тема вполне законная. В самом заикании мы имеем элемент комического. Отсюда у заики — боязнь быть объектом комического. Нас сейчас интересует взаимное использование смеха, шутки для искоренения робости, застенчивости, навязчивости. Кроме того, задача состоит в том, чтобы преодолеть боязнь комического у заикающегося, и наоборот, научить его использовать оружие комического против насмешников, расширив и подняв затем сатиру бывшего заики на принципиальную высоту.
|
|
Нет нужды прибегнуть к своеобразной терапии через разгневание пациента с помощью угроз или грубого обращения. Подлинная психотерапия в коллективе, отрицая последнее, совершенно не исключает юмора, равно как и лирики и пафоса, в лечении психоневроза. Психотерапия — «словолечение» — не в смысле повторения магических, чудодейственных слов, а в смысле удачного использования всего богатства данного языка, содержащего в себе веские, разумные мысли, проникнутые теплотой и юмором. И применение в коллективе подлинной беззлобной шутки, состоящей из элементов сатирического и лирического, оправдывается целиком.
Подготовка к победам
Чего именно следует опасаться в коллективе — это застойности, косности, приостановки роста, задержки на одной фазе.
Третьей фазе — бывший больной среди здоровых — предшествует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здоровые. Мы считали целесообразным не разрывать изложения содержания работ этих двух фаз. Собственно, подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вернуться несколько к прошлому.
Специфическим моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выступления в присутствии здоровых людей. Этой полосе обязательно должны предшествовать очищение коллектива от балласта и проверка своих рядов. Вторая фаза и начало третьей — самое интересное, захватывающее, трогательное в правильно организованном коллективе. Подъем у коллективистов возрастает, весеннее, радостное настроение охватывает всех участников. В честь здоровой речи пишут стихи, слагают песни. И стихи, стихи — какое-то стихийное бедствие! Но эти гимны речи, свободе ее чрезвычайно трогательны.
|
|
Выздоравливающий не удовлетворяется больше своей средой, а хочет, чтобы его слушал здоровый. Понемногу, по желанию самих участников, в коллектив приглашаются здоровые люди — родные, друзья, знакомые. Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих и слышали безупречную речь своих знакомых. Тогда нашим коллективистам нельзя будет отступать в своей среде,где живут и работают свидетели их успехов.
Какие речевые занятия можно продемонстрировать перед гостями? Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все в прениях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п.
Параллельно с внутренними победами, а иногда и несколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью. Здесь огромный выбор всяких возможностей. Исполнить какое-либо поручение, требующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п. При этом для большего закала воли выбираются различные неблагоприятные условия, например: в переполненном вагоне трамвая громко попросить у кондуктора остановку по требованию, на улице спросить что-либо у самого сурового на вид прохожего и т. п.
Настоящие победы!
Большим публичным выступлением, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предшествовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо читать воображаемым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Представлять себе слушателей, когда их нет, и, наоборот, вообразить себе, что читаешь один в аудитории, когда на самом деле она наполнена слушателями. Коллективисту такая тренировка дается легче, поскольку он постоянно общается с коллективом. Задача здесь — уметь видеть в лице коллектива одного человека. О роли воображения говорить не приходится.
Продолжительность той или иной фазы прежде всего зависит от роли ее в исцелении заикания. Первая фаза — искусственная среда — является первичным, предварительным этапом. Останавливаться на ней дольше трех декад — нецелесообразно, пройти ее в две декады — крайне желательно. Вторая фаза — бывшие больные плюс здоровые — ближе к действительности, следовательно, более нас удовлетворяет. Но и она не должна чрезмерно длиться. Лучшей для нее продолжительностью, пожалуй, следует считать три-четыре декады. Что же касается третьей фазы — выздоравливающие в здоровой среде, — наиболее для нас желанной, то здесь сроки условные. Начавшись в коллективе, третья фаза будет продолжаться и за его пределами. Другими словами, будет достигнуто то, к чему мы стремимся: нахождение нашего бывшего коллективиста в обществе себе подобных, т. е. в обществе здоровых людей.
Специфическое для третьей фазы состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейской, реальной, откуда пришел он в коллектив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависимости от тех или иных условий, окружающих их. Студент одного из московских вузов Р. для окончательного закрепления своих успехов желает выступить с докладами на ближайшем семинаре и студенческом собрании. «Тогда почувствую себя совершенно счастливым!» — заявляет он.
|
|
Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в коллективе, куда приглашены некоторые будущие его слушатели-студенты. Доклад обычно удается на славу. «Вот так сделаешь ты свой доклад в институте, — говорят счастливцу. — Окажем тебе моральную поддержку».
В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллективисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллективу и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе. Пессимисты и скептики не поверят, но факт — упрямая вещь, с триумфом возвращается наш оратор с доклада. Победа! Победа!
Победитель делил свою радость вместе со всем коллективом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчика служили неисчерпаемым источником бодрости для всего коллектива. Эти победы заносились в особую книгу побед...