Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В ГК РФ (а также в Семейном кодексе, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве", других законах и подзаконных актах) подробно урегулированы административные и технико-юридические вопросы опеки и попечительства.

Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует положения гражданского права:

об органах опеки и попечительства (ст. 34);

о правах и обязанностях опекунов и попечителей (ст. 35);

об исполнении опекунами своих обязанностей (ст. 36);

о распоряжении имуществом подопечного (ст. 37);

о доверительном управлении имуществом подопечного (ст. 38);

об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей (ст. 39).

При этом в ГК РФ предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.

В ГК РФ и Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.

Особое мнение

Специальное законодательство об опеке и попечительстве, в том числе упомянутый Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", рассматривают по сути гражданско-правовую конструкцию опеки и попечительства преимущественно как способ решения социальных задач, связанных с материальным содержанием малолетних и иных недееспособных лиц, воспитанием несовершеннолетних и пр. Отношения органов опеки и попечительства с опекунами и попечителями выстроены на отношениях публичного порядка - власти и подчинения, с большим содержанием фискальных элементов. На первое место в указанных нормативных актах выходит публично-правовая составляющая. Несомненно, что всестороннюю заботу о недееспособных (а это несовершеннолетние и лица, страдающие недугами) общество должно взять на себя. Однако социальные основы этой заботы не должны повлиять на цивилистическую конструкцию опеки и попечительства как способов обеспечения правосубъектности граждан.

3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать определенность в регулируемых им отношениях, их участниках (И.А. Покровский).

Такими институтами являются: а) признание гражданина отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.

Авторитетное мнение

Безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется.

(О.С. Иоффе)

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года.

Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим также производится судом,

если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет,

а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, - в течение шести месяцев.

Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: