Социологическая теория Э. Гидденса

С 1970-х – теории структурации. Социальная реальность это процесс. Его работы – «современность и самоопределение» - 91г., «Последствия модерна» - 90г.

Предмет социологии – изменчивость общества. Структура ↔ человеческие действия => теория структурации.

Рекрусивная петля (действия + структура): развести эти понятия друг от друга невозможно.

Структура
действие


Они объединены социальной практикой. Совершение действия → непредвиденные последствия → изменение социальной реальности, структур и каждый раз исходная структура действия иная.

Структура – правила и ресурсы, позволяющие связать воедино пространство и время в социальных системах. Она всегда ограничивает наши возможности и открывает новые. Это то, что придает форму социальной жизни, но не сама форма = виртуальное понятие. В петле последствия действий = причины новых действий.

Социальный деятель = существо, обладающее сознанием. 3 уровня сознания: 1. Дискурсивное (рассудочное, способность объяснять), 2. Практическое (предсознательное, то что нами не обдумывается – придает форму соц. реальности), 3. Бессознательное (желания, мотивы, потенциал, познавательные способности). Практическое сознание – действия на основе повседневного знания, т.е. рутинные практики.

Гиденс пытается отделить действия от намерений человека и от рационального обоснования этих действий, стремясь показать, что очень часто преднамеренные действия приводят к непредвиденным последствиям. История создается направленными действиями, но не является задуманным проектом.

Проблема риска: риск – качественная характеристика современного общества. Просматривая проблему в деталях, видим, сколько мы не можем учесть = риск. Мы видим процессы глобализации и трансформации нашего самоопределения. Человек выстраивает себя сам. 1. Так как социальный контекст меняется, человек использует в качестве кирпичиков для строения «я» свои амплуа, 2. Так как человек вовлечен в огромное количество систем экспертного знания, 3. Построение «я» базируется не на событиях внешнего мира, а на идее собственного жизненного цикла.

4. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е годы.

Иммануи́л Мо́рис Валлерста́йн (род. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США)

Суть этой теории состоит в тол что основополагающей единицей анализа социальной реальности должна стать категория «Историческая система».

При таком подходе в мировом историческом процессе можно выделить несколько видов исторических систем. 1) «мировые империи, которые являются крупными политическими структурами и заключают в себе разнообразные «культурные» модели. 2) «мировые хозяйства», представляющие собой огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политическими структурами. Объективная логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Конкретным воплощением такой именно системы, с точки зрения И. Валлерстайна, является современная капиталистическая мировая экономика.

Мир-системный анализ процессов глобализации выработал несколько концептов - описаний современной капиталистической мировой экономики. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.

Непрерывное накопление капитала— основная движущая сила мировой капиталистической экономики.

Накопление капитала дифференцировано в пространстве в соответствии с разделением по линии: центр - периферия. Наряду с центром и периферией в мировой капиталисти­ческой системе структурно существует полупериферия.

Неоплаченный труд играет большую роль в жизни мировой капиталистической экономики.

Капиталистическая мир-система взаимодействует с меж­дународной системой.

Существуют антисистемные движения, которые одно­временно подрывают и поддерживают систему.

Жизнь мир-системы отмечена как циклическими ритмами средней продолжительности, так и длительными вековыми изменениями.

Согласно теории мир-системы, мировая капиталистическая экономика включает в себя группу стран ядра, куда входят США, Япония, Западная Европа, страны полупериферии, периферии и внешней арены. К полупериферии относятся страны, расположенные на юге Европы, такие, как Испания или Португалия. Сюда же И. Валлерстайн включает и постсоветскую Россию. Периферию об­ширной мировой системы составляют развивающиеся страны Азии, Африки. Хотя значительные регионы этих континентов, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями, от­носятся к внешней арене мировой капиталистической экономики.

Восхваляя всячески триумвират «ядра» мир-системы, состоя­щего из США, Японии и объединенной Европы, И. Валлерстайн от­нюдь не в восторге от неизмененной прочности этого экономиче­ского монстра. Он убежден: триумивараты по природе своей— нестабильны, ибо двое могут объединяться против третьего. Вопреки романтикам западной цивилизации, он считает, что более вероятен альянс Японии и США. Причин такого варианта много, и они раз­ного характера. Одна из них состоит в том, что японцы не боятся подпасть под культурное влияние США, в отличие от европейцев, болезненно переживающих последствия американского «культур­ного империализма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: