ТЕМА 8: Организация конструкторской подготовки производства (КПП)

КПП преследует цель создания новых и совершенствования выпускаемых машин. Совершенствование уже существующей техники – эволюционный путь НТП. Революционный путь – создание принципиально новой техники и новой технологии.

Задачи КПП:

1) обеспечение неуклонного развития НТП

Эта задача вытекает из закона конкуренции.

2) выпуск продукции (техники), которая обеспечивает неуклонное повышение экономических показателей предприятия, выпускающих данную продукцию, и выгоды предприятий, использующих данную продукцию,

3) максимально сократить длительность, трудоемкость и стоимость КПП.

КПП осуществляется в ОКБ (особое КБ – самостоятельная организация, по каждому планируемому изделию назначается главный конструктор), СКБ (специальное КБ – может быть самостоятельной организацией, но иногда находится в ведении завода-изготовителя), КБ (конструкторское бюро – заводское подразделение).

КПП состоит из 5 этапов:

1) техническое задание ТЗ,

На этой стадии устанавливается основное назначение, тактико-технические характеристики, показатели качества, предъявляемые к разрабатываемому изделию. Как правило, ТЗ разрабатывается на основе:

a. требований заказчика,

b. выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ,

c. анализа передовых достижений зарубежной техники,

d. учета требования рынка (маркетинговых исследований).

ТЗ в общем случае содержит следующие разделы:

a. область применения,

b. основания для разработки,

c. источники разработки,

d. технические требования (показатели надежности, технологичности, показатели безопасности, требования к упаковке, транспортированию, хранению и т.д.),

e. экономические показатели,

f. порядок контроля производства.

2) техническое предложение,

Совокупность конструкторских документов, которые содержат технические и экономические обоснования целесообразности разработки изделия. Техническое предложение также состоит из разделов. Приводятся различные параметры продукции, зависящие от характера её исполнения.

3) эскизный проект,

Совокупность конструкторских документов, которые содержат принципиальные конструктивные решения, дающие общие представления об устройстве и принципе работы изделия. На этой стадии ведется разработка принципиально новых узлов. Также содержит чертежи общего вида: чертежи отдельных узлов и т.д. Оформляется в виде пояснительной записки.

4) технический проект,

Совокупность конструкторских документов, которые содержат окончательные технические решения, дающие полные представления об устройстве разрабатываемого изделия. Приводятся расчеты основных деталей на прочность, жесткость, кинематические и динамические характеристики и экономическую эффективность.

5) разработка рабочей документации.

Включает 3 подстадии:

a. разработка документации на изготовление опытного образца нового изделия,

Опытный образец изготавливается в экспериментальном цеху, количество опытных образцов зависит от сложности изготовления (авиастроение – 1 шт., станкостроение 1-5 шт., тракторостроение – 20-30 шт. (опытная партия), автомобилестроение – 200-300 шт. (опытная серия)). По результатам испытания в техническую документацию вносятся поправки и исправления, и затем документация передается предприятию для серийного изготовления.

b. разработка документации на изготовление установочной серии,

В отдельных случаях для приемочных испытаний создается комиссия. В результате приемочных испытаний составляется протокол испытаний и акт приемки опытного образца.

c. разработка документации на серийное или массовое производство изделия.

Перечисленные выше этапы строго соблюдаются в массовом и серийном производстве. Первые 4 стадии проходят процедуры согласования и утверждения. Отдельные этапы могут совмещаться.

В настоящее время актуальной является автоматизация проектирования новой техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: