Международный стандарт ISO определяет качество как совокупность свойств продукции, которые придают ей способность удовлетворять условленные или предполагаемые потребности. Для формирования качества необходимо знать жизненный цикл товара.
Жизненный цикл товара:
1) проектирование продукции,
Период превращения замысла товара в реальное изделие. Этому этапу предшествуют маркетинговые исследования рынка. Сущность этапа – конструкторская подготовка, технологическая подготовка, выпуск опытного образца, переход к серийному производству.
2) выведение на рынок,
Начинается с момента поступления товара в продажу. Сбыт в этот период обычно растет медленно, как и прибыль из-за высоких расходов на рекламу и распространение товара.
3) рост,
Период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли.
4) зрелость,
Период замедления темпов сбыта.
5) упадок.
Резкое падение сбыта и соответственно прибыли.
Показатели качества продукции:
1) показатели назначения,
|
|
a. область применения,
b. другие показатели назначения,
2) показатели надежности,
a. безотказность,
b. ремонтопригодность,
c. сохраняемость,
3) экономические показатели,
Отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается комплексом антрометрических, физиологических и психологических свойств человека.
4) эстетические показатели,
a. цвет,
b. выразительность формы,
c. совершенность композиции и т.д.
5) показатели транспортабельности,
Отражают степень возможности транспортировки изделии без нарушения его свойств.
6) патентно-правовые показатели,
7) экологические показатели,
8) показатели безопасности,
9) показатели стандартизации и унификации.
Перечисленные выше показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией и позволяют оценить уровень качества. Уровень качества – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей её качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Основное место в оценке качества продукции отводится потребителю.
Оценка уровня качества продукции производится для решения следующих задач:
1) обеспечение и управление качеством,
2) аттестация продукции,
3) выбор оптимального варианта продукции,
4) планирование,
5) контроль качества,
6) анализ изменения уровня качества.