Концепция «здорового общества» Э. Фромма. Работа Фромма «Иметь или быть» 1976г

Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться почти к любой социо- культурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества.

Здоровое общество, как “модель идеального типа”, предполагает самоценность человека – ни один человек не является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек – активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу,одежде человека.

Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.

Здоровому обществу социолог противопоставляет не просто “нездоровое”общество, а общество патологическое, безумное. Примером патологическогообщества являются нацистское или сталинисткое общество,так как они создали условия для высшей степени отчуждения, утвердили авторитарноеидолопоклонство, вынудили людей бежать от свободы.

Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в разумные, творческие действия людей, которая была замещена верой в идолов– вождя, государство, “отечество”.

«иметь или быть»

Фромм выделяет два типа человеческого поведения «иметь» и «быть». Говорит о том, что человек склонен к накапительству, «даже про любовь он чаще говорит я имею любовь к Вам», но автор утверждает, что человек должен жить по принципу «быть» и приводит примеры из ВЗ «Иисус сказал,оставь все то, что ты имеешь - будь»

Вопрос

Огюст Конт (1798-1857) Франция

Работы: «Курс позитивной философии», «Система позитивной полити­ки», «Система позитивной логики», «Дух положительной философии»

Предпосылки: Сен-Симон (учитель), французские просветители 18 века

Конт ввел в научный оборот понятие социология (в 1839 г., в 47-й лек­ции «Курса позитивной философии» (том IV).), обозначающие учение об обществе, которое он называл еще- социальной философией, соц. физикой, соц. наукой.

Две части учения:

1. социальная статика – законы существования;

2. социальная динамика – законы и этапы изменения общества.

Социальная статика – это теория общественного порядка, организации гармонии. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Разбирая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делил их на первичные и вторичные. Первичными, решающими факторами является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат расу и др. Вторичные факторы могут только ускорить или замедлить прогресс общества, который совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.

Закон трех стадий:

Человек, общество в своем развитии неизбежно и последовательно про­ходят три стадии:

1. Теологическая стадия – это древность и ранее средневековье. Она в свою очередь делится на фетишизм, политеизм и монотеизм. Человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию».

2. На метафизической стадии (1300-1800 гг.). Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъесте­ственных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии умозрительная часть очень велика. По Конту это переходная эпоха.

3. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вооб­ражения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин, обращается к простому исследованию законов. Она должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормально­го пути.

Закон трех стадий или закон интеллектуальной эволюции человека является центральным звеном философско-социологических взглядов Конта. Этот закон одновременно и логический и исторический, т.к. три стадии развития ума соответствуют трем историческим стадиям. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существо­вания науки. Все науки проходят в своем развитии эти три стадии; толь­ко на последней они становятся науками в собственном смысле.

Иерархия наук:

Иерархия:

1. математика,

2. астрономия,

3. физика,

4. химия,

5. биология

6. социология.

«Позитивное» - это, по Конту: 1) Реальное в противовес химерическому; 2) Полезное в противовес негодному; 3) Достоверное в противовес сомнительному; 4) Точное в противовес смутному; 5) Организующее в противовес разрушительному.А также позитивное - это: тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, тесная связь с всеобщим здравым смыслом.Место позитивного?

Метод социологии:

Четыре метода:

· наблюдение,

· эксперимент,

· сравнение,

· исторический метод.

Их нужно применять объективно, независимо от оценочных суждений. Общество выше индивида. Это все человечество, его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Семья – посредник между индивидом и обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: