Органицизм

Александр Иванович Стронин (1826-1889).«История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872) и «История общественности» (1886). Общество для него — в буквальном смысле организм, а социальные институты — отдельные части организма. Каждое общество, как и любой организм, имеет свое начало и свой конец. Ищет первопричину гибели обществ в законах механики: поскольку никакое движение не может быть вечным. Полит.деятельность подразделял в соответствии с различными сторонами выражения психики человека: разум проявляется в деят. интеллигенции, чувства — в «гражданственности» масс, а воля — в актах правительства. Соц.теория его -сочетание органицизма, механицизма и элем. психологизма.

Павел Федорович Лилиенфельд (1829-1903). «Мысли о социальной науке будущего». «Социальная патология». Метод отыскания сходства и различия природы и общества, как сравнительная аналогия между социальными силами и силами природы. Общество живет «той же жизнью, как и все прочие организмы природы», но оно только более совершенно по своему развитию. В основе всех действий, событий соц. жизни - простейшие законы механики. Любой организм есть сочетание клеток, подобно тому и общество состоит из клеток —индивидов. Полная аналогия между обществом и организмом как в отношении отдельных процессов (размножение, рождение, рост, смерть, болезнь), так и органов (мозг и правительство и т.д.). Коренные потрясения, которые испытывало общество, такие как классовая борьба и революция, согласно Л., представляют собой патологию, ненормальное развитие человеческой истории.Идеи Лилиенфельда оказали воздействие на теории западных органицистов. Не случайно он был избран президентом Международного социологического института.

Также начали развиваться другие школы:

- субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко)

- этико-социологическая концепция Н.И. Кареева (русская школа философии истории)

- экономический материализм Г.В. Плеханова

Теоретические основы русского позитивизма

Получила научное обоснование идея эволюции, служившая средством объяснения действия естественных законов. До этого господствовало немецкое метафизическое понимание эволюционизма (Кант, Гегель).

Итогом первого этапа критики позитивизма стали:

1. Признание новизны и плодотворности изначальной идеи Конта (хотя при этом подчеркивалось, что сами по себе элементы, из которых она состоит, не новы)

2. Подтверждение слов самого Конта, считавшего, что он не создал социологии, а лишь основал ее.

Позитивизм дал основу другим теориям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: