Общество как эквилибриум

Согласно Парето, состояние социальной системы в данное время и в данном месте определяется следующими факторами.

1. внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п.

2. условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера - воздействия на общество других обществ (условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении).

3. внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, «осадки» или выражаемые ими «чувства», «производные», стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д.

Каждый элемент социальной системы может быть понят только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.Поскольку общество постоянно эволюционирует, то равновесие социальной системы является преимущественно динамическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют чувства.

Парето отрицает прогрессивный характер социального развития. Развитие социальных систем и подсистем носит маятниковый, колебательный и циклический характер. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так же как и в социальной системе в целом, наблюдается ритмическое чередование сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное состояние общества. Свое представление о циклическом характере социального развития реализует в своей теории элиты.

Теория элиты.

Два вида элиты:

· правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти,

· не правящую.

В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой») Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

Характерные черты представителей правящей элиты:

· высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места др. людей;

· способность убеждать, опираясь начел. эмоции;

· способность применять силу, когда это необходимо.

Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя - циркуляция элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации. Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.Политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их смена - закон существования чел. общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов».

Первый тип элиты - лисы, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше — о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации.С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов».

Происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса - львы. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.

Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

37 Роберт Парк ( 1864-1944)

Работы:«Введение в науку социологию» (вместе с Бёрджессом), « Город: предложения по изучению природы человека в городской среде» (вместе с Бёрджессом и Маккензи), «Экология человека», «Физика и общество», «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок».

Предпосылки: Дюркгейм, Зиммель, Лебон и Тард.

Первый синтез соц. теорий. Проблемы исследуемые: расовые отношения, городское сообщество, культура. Развитие особого социально-экологического подхода. Статьи Парка «Экология человека», «Физика и общество» и др.

Общество нужно изучать в соотнесении с его средой. Соц. образование размещено в физической среде. Факт закрепления чела в среде роднит его с растениями и животными, значит могут быть применены принципы раскрывающие связь животных, растений со средой и для общества. Уровень сущ-ния, на кот.применены эти принципы для чел-ва – биотический. На этом уровне люди-обособл. организмы (соц. атомы), передвигающиеся в пространстве, конкурирующие за ресурсы и взаимосвязанные. Сила, организующая общ-во на этом уровне – конкуренция. Конкурирую, занимают нишу и образует целостную тер-риальную единицу – сообщество. Прототип сообщества – экосистема природная. Над биотическим уровнем возвышается культурный. Его конструируют коммуникации. Люди уже не как обособленные организмы, а как персоны, облад. целеполаганием, интерактивны. Культу.уровень – уровень норм, ценностей, обычаев. На его уровне возможно коллективное действие с принципом кооперации. Функция культурн. конвенций – соц. контроль, сдерживание биотической стихии. Двойственность природы чела – биотич. и культ.уровни – обособл. организм и персона. Естественная история – путь от биотич. к культурн. Прослеживается на всех уровнях выше биотич. прослеживается конкуренция, господство, последовательность.Господство значит, как в природе разные ярусы, так и в обществе иерархия. Последовательность (принцип сукцессии) ничего не происходит вдруг, все преемственно.

  биотический культурный
Основные принципы существования Экологические: принципы господства, конкуренции, последовательности (развитие сообществ последовательно и циклично, связано с нарушением и восстановлением равновесия) Принцип кооперации
Основная организующая и социализирующая сила Конкуренция, адаптация к среде Коммуникация – субъективно осмысленное взаимодействие
Форма организации Сообщество – целостная территориально закрепленная единица, образованная на базе элементарного разделения труда (протопит – природный ареал как экосистма). Элементы организованы в цепочку, изменения одного влечет изменение всех. Сообщество конституируется 4 элементами (население, артефакты, обычаи и верования, природные ресурсы среды обитания). Коллективное (корпоративное действие, основополагающий принцип – принцип кооперации
Люди «социальные атомы» - обособленные живые организмы «персоны» - люди в своем социальном качестве («воображение», «целеполагание», ориентация на других, выполнение социальных ролей)
Свобода и ограничения Максимальная свобода Ограничение свободы («иго обычая»). Культурные конвенции (обычаи, нормы, ценности) – социальный контроль, регулирование биологических импульсов человека

Основная единица анализа – сообщество - эколог.распределение людей и услуг, в кот. месторасположение каждой единицы определяется ее связью с другими единицами. Элементы, конструирующие сообщество: население, артефакты, обычаи и верования, природные ресурсы среды обитания.

Сообщество в своей эволюции проходит четыре стадии, кажая из кот.создает свой соц. порядок: экологический (пространственное, физическое взаимодействие, первичен), экономический, политический и культурный. Экологический – пространственное структурирование чел. перемещений. Мобильность – смена места жит-ва, работы. Текучесть – перемещения пространственные, не связанные с изменением положения.

Далее стадия экономическая – хозяйство, производящее сообщество, торговое сообщество.

Уровни Основа Основные понятия, черты Вид конку-ренции Свобода Наука
Экологичес-кий (территори-альный) Пространствен-ное, физическое взаимодействие индивидов Текучесть, мобильность, дистанция, концентрация, специализация, сегрегация Борьба за существова-ние Свобода передви-жения Эколо-гия
Экономи-ческий Производство, торговля, обмен Оседлый образ жизни, натуральное хозяйство, обособление производства от торговли Экономичес-кая конкуренция (конфликт) Свобода конкурен-ции за место в общей экономи-ике Эконо-мика
Политичес-кий Политические средства контроля и регуляции поведения Освобождение от родовых связей, политическая власть, опирающаяся на социальную солидарность и мораль Адаптация Свобода конкурен-ции «за место и статус в социаль-ной иера-рхии», т.е. поли-тическая свобода Политические науки
Культурный Нормы, обычаи, традиции Коммуникация, ориентация на другого, соотнесение поведения с образцами Культурная ассимиляция Свобода самовы-ражения, где осно-вным её ограни-чителем являются традиции и мораль-ные нормы. Социальная антропо-логия, социо-логия

От этапа к этапу сокращение чел. свободы, увеличение соц. контроля.

К наиболее известным направлениям исследования Р. Парка относятся также социология города и исследования маргинальной личности. По мнению учёного, социальные процессы в городе доступны для наблюдения и эксперимента, в условиях города чётче и ярче видна человеческая натура. Городсоциальная лаборатория, в кот.могут быть изучен и человек и цивилизация. В городе типы людей, соц. институты, соц. проблемы, др. В городе функции соц. контроля переходят от обычая и традиции к общ.мнению и законодательству. Изучение города с помощью зонирования, концентрической модели городских зон.

Статья «Культурный конфликт и маргинальный человек», др. Основ.причины – мобильность и миграция. Марг. личность – продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур: «Марг. человек – это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно: вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек – всегда более цивилизованное существо». Маргинальная личность – специфический продукт урбанизации.

38 [RbS5] Основные этапы и особенности возникновения и развития социологической школы в России

Предпосылки возник-я С. в России: ист С. Росс 19-нач20вв-это часть общемировой социол науки. Деят-ть рус с-гов была прак-ки неизв-на западным ученым. Проведенные реформы во многом способ-ли тому, что была ослаблена цензураÞосн работы извест зап с-гов перевод-сь на рус яз и изд-сь (Конт, Спенсер). Пробужд-е к откр полит жизни широких слоев (двор-во, формир-е разночинной интел-ции). Потр-ть об-ва в круп реальных изм-ях в эк-ке и пол-ке. Появл-е новых источ-ков анализа дейст-ти (1861 отмена кр пр, суд реф). Появил-сь ст-каÞстат иссл Þновое видение соц реал-ти. Стимулир-щим фактором для разв С в Росс оказалось усложн-е соц стр-ры рус об-ва. Произошел бурный рост город сослÞусложн-е состава город насел Þ ломка старых культурных стандартов. Во 2пол19в Росс стремит-но переходила на рельсы новой, индустр-ой цив-цииÞобостр-е старых и выявл-е новых соц пробл. Возникла необх-ть в появл-ии нового знания.!совок-ть этих предпос-к привело к тому, что предсоц мысль обретает новые кач-ва.

Пионеры: зачинатели новых диц-н всегда рисуют карту откр-го материка от руки, но посл-щие покол-я «картографов» методично ее уточ-ют (Тойнби). Нечто подобное имело место и в росс С. Майков, Лавр-имели много общего: они стремились понять необх-ть созд С. в Росс, пытались применить данные С. к отеч ситуации.

Майков 1пол19в 1из 1ых рус поз-тов. Принимал участие в созд карм сл иностр слов, своеобраз литер стиль (эзоп яз). Ст «общест науки в Росс» в ней Майков доказ-ет необх-ть созд в Росс новой абстр соц н-ки. Нов соц н-ка д.б. изучать соц порядок, состоящий из 3 видов благосост-я: эк, полит, дух.

Лавров 19в: в рус С. оставил заметный след прежде всего созд-ем основ суб шк. Опирался на 3 кита: ф-фию, ист, этику. Лавров пытался найти истоки общест-ти в жив мире, понять спец-ку чел об-ва. В этом отнош он был 1из пионеров т.н. ген и ист С. эти с-ги м. претендовать на выдающееся место в мировой С.

Осн этапы и напр разв С. в России: 2пол 19в - время перехода Росс на рельсы новой индустр цив-ции, что обострило как старые соц пробл, так и выявило массу новых. Необх-мо было новое соц знание, это и выразилось в становл-ии и разв С. $ неск-ко т.з. на эт возник-я социол н-ки.

Елсуков выделяет этапы развития социологии в России:

1ый 1860-90: поз-зм Конта. Позит-кие р-ты Лаврова, Мих.методолог дискуссии о статусе новой науки. Появил-сь на противоп напр –объект-ое и суб. Осн-ки росс С: Лавр, Роберти, Юж, Мих-ий, Стронин, Лилиен-д, Вырубов-умст рук-ль рус социол движ, жил во Фр и был своего рода связующим свеном м/д фр поз-змом и росс С. сложился ряд шк и напр СИ: натуралист С. в ее различных формах (Данил, Стронин, Мечников); психол напр (Лавр, Мих, Кареев, Роберти); шк Ковалевского. Заявил о себе эк мат-зм (Плех).

2ой 1890-1900: утвержд-ся мнение, что С. есть одна из многих соц наук, имеющая собст пр-т и з-чи. Созд прикл С. Кризис класс поз-зма Þ неокан-во (Кистяковский, Петражиц). Пред-ли стар шк Кареев и Ковал стали систематизаторами 2теч – суб-зма и об-зма. Маркс С. в 2напр: ортодокс (Плех, Лен) и неорт (Бердяев, Струве, Туган-Бар). Благ-ря Ковал С. выходит на мир арену. В 1901 Ковал и Роберти созд в Париже рус высш шк общест наук.

3ий 10-20е 20в: С. четко опред-ет свой пр-т и себя как общую теорию соц-го. Ведущие напр: неопоз-зм (Тахтарев, Звоницкая) и религ ф-фия (Булгаков, Франк). Продолж-ся проц инст-ции С.: открыто рус социол об-во Ковал, появл-ся каф С. в ведущих ун-тах. Но тоталит сист, кот утверд-сь после 1917 не нужд-сь в социол науке Þ высылка ведущих с-гов.!Сорокин обозначил напр: суб С, ист-эк (ковал, Кареев), маркс, юрид (Медушевский, Кистек-ий). В С. есть много имен, кот сами явл-ся самост напр: Данил, Мечников, Роберти, Кропоткин и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: