Предмет и методология изучения дисциплины

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Богатство общества создается производительным трудом, все другие виды труда перераспределяют его.

Джон Стюард Милль

Предмет и методология изучения дисциплины

«Государственное регулирование экономики»

Предмет изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» тесно связан с изучением предмета экономической теории. Экономикой в древности называли «домоводство», т.е. ведение домашнего хозяйства. Хозяйство совокупность природных и созданных человеком ресурсов, используемых для создания, поддержания и улучшения условий существования и жизнедеятельности человека.

Целью хозяйства является получение материальных благ и услуг, необходимых для жизни и деятельности людей. Отсюда экономика, как ведение хозяйства, есть ничто иное, как способ производства материальных благ и услуг или способ производства материальных условий жизнедеятельности людей.

Производя материальные условия своей жизни и деятельности, люди вступают в определенные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, которые называют экономическими отношениями. Экономические отношения являются предметом экономической теории. В современной экономической литературе рассматривают в основном три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория[1].

Первый подход характерен для неоклассической теории (экономикс), предметом изучения которой является деятельность человека, предприятий, фирм при производстве, обмене, распределении и потреблении благ и услуг. Исходное положение экономикс: поскольку материальные потребности общества безграничны, а ресурсы для производства товаров и услуг ограничены (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении производства другого. При этом учитываются оптимальность существующего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей при обеспечении полной занятости населения и достаточном объеме производства. Главное в данном подходе – соотношение «потребности – ресурсы», которое выступает предметом исследования экономической теории.

Второй подход к определению предмета экономической теории заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. Здесь изучаются не только их внешние, хозяйственные проявления, но и социальная (общественная) сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики. Данный подход характерен для политической экономии.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, методов эффективного использования ресурсов, государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния, повышения качества жизни людей, характерный для институционализма.

Таким образом, обобщая рассмотренные подходы, следует подчеркнуть, что предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, а также экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория исследует экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления на различных уровнях и стадиях функционирования экономической системы – микро- и макроэкономики, регионального и мирового хозяйства.

Экономические отношения, формы организации производства и механизм их регулирования не являются неизменными. Их состояние зависит от динамично развивающихся производительных сил[2]. Используя данные учебного пособия по производственному менеджменту авторов Малюка В.И. и Немчина А.М.[3], можно отметить отдельные этапы развития производительных сил, связанные с революционными достижениями научно-технического прогресса в области техники и технологии. Каждый этап вносит изменение в формы организации и механизм управления производством, а также народного хозяйства в целом в соответствии с развитием производительных сил.

Но прежде, следует напомнить, что основу развития производства материальных благ (условий жизни людей) и производственных отношений составляют средства производства (орудия труда и предметы труда) и люди, участвующие в их применении и развитии. Всё начиналось с изобретения орудий возделывания земли, ставшей основным средством производства, которые (орудия), по мнению американского институционалиста Элвина Тоффлера совершили аграрную революцию и за 10 тысяч лет основную массу кочевников превратили в осёдлых крестьян, возделывающих землю. Совершенствование орудий земледелия, рост производительности труда, обеспечивший производство продукта сверх необходимого для самовоспроизводства человека и появление прибавочного продукта объективно создали условия (стали причиной) появления рабства, а затем феодального строя.

Одновременно с этим возникли первые ростки общественного разделения труда, проявившиеся в отделении животноводства от растениеводства, появления ремесленного производства, обеспечивающего потребности крестьян в орудиях труда и различной домашней утвари. Начался процесс углубления разделения труда ставший объективным условием становлением товарного производства и рыночных отношений, основанных на экономическом обособлении товаропроизводителей.

Ремесленное производство индивидуалов, основанное на примитивных ручных орудиях труда, сменилось мануфактурным производством, объединившим под одной крышей коллективы работников на основе внутренней специализации производства. Преимущества мануфактуры подробно изложены в книге Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». А. Смит впервые наглядно показал преимущества организации производства, основанного на разделении труда, специализации работника на отдельной операции, что позволило значительно повысить производительность труда и рост благосостояния нации. В дальнейшем разделение труда и специализация рабочих мест позволили организовать на промышленных предприятиях поточное производство массового продукта.

Идеи А. Смита развил Ч. Бэббидж (1792-1872). Он предложил разбить весь производственный процесс на ряд простейших операций, выполнение которых осуществлялось в заданной последовательности. Фактически речь шла о формировании устойчивого технологического процесса в производстве.

Усовершенствование паровой машины шотландским инженером Д. Уаттом (1736-1819) и изобретение им паровоза и парохода позволили решить проблему доставки исходных материалов на предприятия с отдаленных месторождений полезных ископаемых, облегчить проблему миграции трудовых ресурсов и в целом транспортных перевозок, применения паровой машины в производстве. Использование усовершенствованных механических транспортных средств позволили расширить границы специализации и кооперации производства за рамки отдельных предприятий, развивая межпроизводственную кооперацию между предприятиями внутри отдельных государств, а затем в международном масштабе.

Изобретение динамо-машины и решение проблемы передачи электроэнергии на расстояние дали импульс дальнейшему развитию промышленного производства. Применение электропривода на промышленных машинах привело к росту их мощности, снижению габаритных размеров, улучшило условия труда рабочих. Эти разработки привели к образованию новых отраслей промышленности, таких как энергомашиностроение, электроприборостроение, генерация электроэнергии и её транспортировка, что привело к дальнейшему развитию производственных взаимосвязей между отдельными предприятиями и отраслями, на основе углубления общественного разделения труда.

Интенсификация промышленного производства, основанного на использовании машин и разделении труда, неминуемо привела к необходимости научной его организации. Основоположником научной организации и управления производством стал американский инженер Ф. Тейлор (1865-1915). Научный подход к управлению производством дал толчок к дальнейшему развитию, росту производительности труда, расширению масштабов производственной деятельности. Генри Форд (1863-1947) использовал разработанный американским инженером Э. Уитни принцип взаимозаменяемости деталей для организации конвейерного производства автомобилей. Такой, поистине революционный подход к организации производственного процесса позволил резко повысить его производительность, снизить себестоимость продукции, поднять уровень оплаты труда рабочих.

Бурный рост промышленности и совершенствование организации производства безусловно сопровождался ростом объемов управленческой информации. Однако точность и скорость её передачи уже не удовлетворяли возросшие потребности. Обострение этой проблемы привело к изобретению Т. Эдисоном (1847-1931) телефона. Патент на первый телефонный аппарат в 1876 году получил американец А. Белл, а уже в следующем году в США была построена первая автоматическая телефонная станция. Дополненные изобретением радио и телевидения коммуникации в промышленном производстве поднялись на качественно новый уровень и дали толчок к развитию промышленного производства средств связи и радиоэлектроники, что позволило значительно ускорить организационные и управленческие связи между предприятиями.

Дальнейшее развитие промышленности привело к необходимости планирования и согласования исполнения сопряженных работ. Эта проблема была решена Г. Ганттом (1916 г.), предложившим такой инструмент оперативного планирования, как ленточные графики.

Безусловно, к выдающимся достижениям человечества следует отнести изобретение компьютера, автором которого считают американского ученого Д. Атанасова, который в течение 1937-1938 гг. создал первый цифровой компьютер. Появление вычислительной техники и её стремительное развитие привело к созданию автоматизированных систем управления как отдельным производственным агрегатом, так и целыми предприятиями и их комплексами, а также отдельными отраслями и, в перспективе, национальным хозяйством. Следует отметить, что появление компьютеров, их сетей, информационных технологий привело к глобализации мировой экономики в целом и отдельных сфер и секторов экономики в частности. Современные информационные технологии создают дополнительные возможности государственного регулирования экономики и упрощают отслеживание равновесного воспроизводства.

Исторически разделение труда было основой не только развития товарного производства, но и объединения людей в государство. Изначально, на заре своей истории, люди объединялись в государство, чтобы сообща добывать материальные блага, сообща обеспечивать себя материальными условиями жизни и безопасности.

По Платону: “ Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности, испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства ”[4]. В работе «Законы», развивая положения о государстве, Платон рассуждает о взаимоотношениях людей в государстве, основу которых составляет общественное разделение труда, отдавая приоритет управлению.

Интерпретируя положение Платона о возникновении государства, акцентируя внимание на разделении труда и обмене его результатами, В.Н. Костюк уточняет: “Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд... Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом... с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу.”[5]

В демократическом государстве главной ценностью становится забота о свободном, всестороннем развитии человека. Данное положение в нашей стране подтверждено Конституцией РФ (1993 г.), в статье 7 которой сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Данное «благо» может быть обеспечено при социально ориентированной экономике. «Социальная ориентация развития экономики достигается целенаправленной деятельностью органов государственной власти, направленной в условиях рыночных отношений на достижение устойчивого баланса многообразных интересов людей, образующих государство, баланса «между интересами текущего периода и долгосрочными интересами развития»[6].

Чтобы обеспечить конституционное положение о социальном государстве и реализовать «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», необходимо государственное регулирование экономики как материальной основы социальной жизни общества. В условиях рыночных отношений, где основным стимулом движения экономики является своекорыстный интерес обособленных товаропроизводителей и потребителей, целенаправленная деятельность органов государственной власти должна обеспечить устойчивое и равновесное развитие всех сфер экономики в интересах всего общества.

Учебная дисциплина «Государственное регулирование экономики» призвана изучать механизм функционирования экономики, воздействие его элементов на экономические интересы субъектов хозяйствования и потребителей производимой продукции и услуг, место и роль государства в механизме развития экономики и в экономических отношениях общества в целом.

Предметом дисциплины «Государственное регулирование экономики» (ГРЭ) является изучение совокупности форм, методов и инструментов воздействия государства на экономику, обеспечивающих её устойчивое и эффективное развитие в интересах общества.

Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных, во-первых, на рост национального дохода, во-вторых, совершенствование структуры и эффективности экономики, в-третьих, развитие производственной и социальной инфраструктуры, в-четвертых, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности людей.

Ориентиры, которыми должны руководствоваться органы государственной власти и управления в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни. Это: (1) доход на душу населения, (2) уровень занятости, (3) уровень знаний, (4) степень реализации прав человека, (5) состояние окружающей среды, (6) продолжительность жизни человека.

В современном мире системы свободного саморегулирующего рынка ушли в прошлое. На смену им пришла смешанная экономика, социально ориентированный рынок и система экономического управления, сочетающая рыночные, корпоративные и государственные механизмы регулирования. Каждый из названных механизмов воздействия на современную экономику обусловлен конкретными причинами (условиями). Наличие рыночного механизма обусловлено экономическим обособлением субъектов хозяйствования; корпоративного механизма – внутрипроизводственной кооперацией на основе подетальной и технологической специализации между различными предприятиями; механизма государственного регулирования – обобществлением производства, развивающейся вертикальной и горизонтальной интеграцией всего производственного организма и общественно-политической жизни.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· понимание роли государства как составной части экономической системы, активного ее элемента, многогранно действующего на благо реализации общих интересов;

· формирование знаний и понимания о сущности, закономерностях, направлениях и механизмах воздействия государства на экономические и социальные процессы, тенденциях их изменения в условиях динамично развивающейся экономической системы;

· уяснение сложности осуществления государственного регулирования экономики, необходимости учета множества факторов, способных повысить эффективность воздействия на экономику или, наоборот, привести к негативным результатам;

· повышение уровня общеэкономической и специальной подготовки обучающихся, выработка ими государственного мышления, т.е. умения при решении любых вопросов видеть и удовлетворять общественные интересы.

· выработка у обучающихся необходимости постоянного пополнения знаний, изучения имеющегося опыта государственного регулирования.

Методология изучения дисциплины предполагает учет общих представлений и закономерностей эволюции экономической роли государства и специфики реализации функций государства в условиях развивающейся рыночной экономики.

Методология – это ориентир в познании законов развития экономики и общества, механизма хозяйствования и государственного воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

При выборе методологии важно учитывать: во-первых, сочетание объективных процессов, диктуемых развитием производительных сил, и интересов людей, которые являются их субъективными желаниями; во-вторых, люди, как сознательные существа, должны познавать эти процессы и условия их возникновения и функционирования; в-третьих, познав и осознав данные процессы и обнаружив противоречия между своими интересами и общественными процессами должны найти механизм разрешения данных противоречий в интересах общественного прогресса, а не регресса (именно разрешения имеющихся противоречий, а не безграмотный поиск волюнтаристских решений как уйти от сложившихся противоречий или замалчивать их наличие).

Экономическая и социальная жизнь общества – объективная реальность и не стоит на месте, а развивается по законам диалектики. Закон в науке – это устойчивая и повторяющаяся причинно-следственная связь. Наша задача познать и использовать эти законы во благо всего общества. Знания вооружают человека и делают его свободным в своих делах и поступках. Следует помнить, что «свобода – это познанная и осознанная необходимость». Познав и осознав сущность конкретных процессов и явлений, причины (условия) их возникновения и развития, человек свободен использовать их и даже изменять, воздействуя на познанные условия (ибо связь, т. е. закон, есть там, где есть условия, т. е. причины возникновения и развития связи, нет условий – нет связи). В этом состоит творческая, созидательная роль человека. Не познав причины (условия) развития тех или иных процессов и явлений, а волюнтаристски воздействия на них, желая изменить в лучшую сторону, кроме вреда ничего не получишь.

Как отмечал Ф.Энгельс: «Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их всё более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам... Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности»[7]

Естественно, что для более объективного изучения закономерностей экономической жизни и их отражения в сознании людей, необходимо выбрать соответствующую методологию исследования. Если мы признаем, что мир развивается по законам диалектики, то более правильной методологией познания следует признать учение о диалектическом развитии общества и общественной мысли. Источник познания экономических законов и механизм их реализации следует рассматривать в изменениях и противоречиях самой хозяйственной жизни общества, в столкновении интересов различных социальных групп и слоев, в противоречиях внутри самой экономической мысли.

Чтобы понять и оценить различные экономические концепции и теории, реальное отражение ими законов хозяйственной и общественной жизни, следует придерживаться, на наш взгляд, следующих принципов методологии познания, в том числе механизма государственного регулирования экономики:

- единства объективного и субъективного в познании мира (мир развивается по объективным законам, а наше знание об этих законах субъективное и зависит от полноты их восприятия);

- научности (познания причинно-следственных связей и системного их взаимодействия);

- единства и различия теоретического и прикладного подходов в познании (теория освещает путь практике и проверяется практикой; есть мудрое предупреждение: «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность»[8]);

- историчности (хронологической последовательности и связи с конкретным опытом истории);

- диалектичности (конкретный подход к тем или иным событиям с учётом многообразия форм связи, их всестороннего анализа и избегание непогрешимых утверждений и различных крайностей в суждениях);

- социального подхода, т.е. учёта интересов различных социальных групп (следует помнить, что исследователь социально-экономических отношений может быть зависим от интересов тех социальных групп, которые он представляет и невольно подстраиваться под них, искажая суть действительности исследуемых процессов и явлений).

Методология изучения государственного регулирования экономики исходит из того, что регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Оно распространяется как на национальный уровень экономики, так и на территориальное развитие, определяет межрегиональные и внутрирегиональные пропорции с учетом участия государства в международном разделении труда. Государственное регулирование экономики опирается на объективные общественные, экономические законы развития. Это, прежде всего, законы спроса и предложения, конкуренции, стоимости, возвышения потребностей и другие.

Есть и другие методологические подходы в изучении экономических процессов и явлений, причин или условий их развития.

1. Кумулятивистский или традиционный подход. Его придерживаются, как правило, наиболее консервативные представители экономических теорий. Его суть: р азвитие экономической мысли представляется как простой процесс накопления знаний, а прогресс в её развитии связывается с накоплением соответствующего экономического инструментария.

2. Подход с использованием идеи “парадигмы” в развитии функциональной экономики и экономических отношений. Сторонники данного подхода опираются на “теорию научных революций” американского историка Т. Куна.

Под “парадигмой” понимается совокупность наиболее общих идей и методологических установок. Если “парадигма” принята научным сообществом, т.е. большинство ученых признают её правильность, то имеет место нормальная наука. Целью науки становится не создание новых теорий, а лишь “наведение порядка в парадигме”, которое выражается в шлифовке и приведении в четкое логическое соответствие старых представлений. Когда появляются проблемы, которые невозможно решить в рамках господствующей “парадигмы”, тогда происходит научная революция, в результате которой старые представления заменяются новыми.

Нам же представляется более рациональной и эффективной методология познания, основанная на диалектическом материализме. Данная методология использована в изложении предлагаемого учебного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: