Соотношение чувственного и рационального

Существуют: сенсуализм («чувство») и рационализм («разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).

Интуитивистские направления философии.

Интуиция может восприниматься по–разному:

- Как божественное озарение

- Чувственное озарение

- Как особое психическое состояние

В современной философии–рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).

Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение –отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.

2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.

3. Представление –чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).

4. Воображение –способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.

§ Понятие –исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.

§ Суждения –отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.

§ Умозаключения –на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение)

§ Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории

§ Сомнение

§ Мнение

§ Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

63. Уровни познания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное.

В науке различают эмп. и теор. ур. п-я. Для эмпирического познания хар-на фатофиксирующая деятельность. Теоритическое познание-это сущьное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Наюлюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение-преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявления существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего лбъкт в определенные заданные условия, отвечающие целям исследования. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученые в уме оперируют определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент позволяет проверить и подтвердить гипотезу и дает данные для новых гипотез. Теория-это высшая, обоснованная, логическая, непротиворечимая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т.д. В серцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многобразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпритационные и дедуктивные.

64. Познаваемость мира. Понятие истины.

Истина есть знание, мысль, высказывание, соответсвующее действительности или предмету. Истина-образ. Предмет-корреспондент.Существует 4 момента истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения.

Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной.

Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.

Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность.

Различные теории об истине:

1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство

2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность

3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё

4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи­цированности

Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.

Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой.

В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

65. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, восппроизводящим

реальность такой, какой оноа есть сама по себе, вне и внезавсимо от сознания.

Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных

пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть

ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание

знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и

постоянно поддерживается жизнью.

Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является

истинным если можно докзать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно

нельзя забывать что практика не может полностью потвердить или опровергнуть то

или иное высказывание. (пример делимость атома). Практика постоянно

развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика

многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного экспeримента.

В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают ву

неразрывном единстве. (?????)

Истина — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания кон­кретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».

Объективная истина — это содержание человече­ских знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она су­ществует потому, что объективным является матери­альный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в по­знании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содер­жание наших знаний и является объективной истиной.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неиз­менное и данное раз и навсегда. Истина, по выраже­нию Гегеля, не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объ­екту, который сам находится в развития. В этом пла­не любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является непол­ным, неточным, в определенной мере односторон­ним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с от­носительной истиной.

Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но не­полно отражает действительность, не дает ее всесто­роннего, исчерпывающего образа.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчер­пывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, ни­когда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.

Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных ус­ловий, в которых эти явления развиваются. Совре­менный материализм исходит из того, что абстракт­ной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы приме­нения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные.

66. Практика и ее роль в познании.

Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел - активное существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает им форму и св-ва, необход для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в преобразов мира челов придает определенностьсвоему бытию.

Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности.

Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания.

Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта.

История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.

Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный опыт”.

Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять их.

Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя цели, действуя, направляя волю.

Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт, сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.

67. Проблема сознания в философии.

Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.

Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта.

С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:

1. Природу идеального ищут на стороне субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

2. Природу идеального ищут на стороне практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

3. Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.

В истории философии:

Сознание –особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге.

Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание.

А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на самого себя). Эта проблема–в рамках восточной философии.

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».

Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)». Вывод:

1. Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.

2. Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: