Источники и доктринальные школы мусульманского права

Мусульманское право - одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой от других систем является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников мусульманского права. В классической суннитской традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся:

Коран (Священное писание ислама),

Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда),

иджма (единодушное мнение авторитетных лиц - муджтахидов),

кийас (аналогия).

Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама: Коран и Сунна. Также выделяют некоторые второстепенные источники.

Характерной же чертой шиитской правовой традиции является неприятие аналогии (кийас) как источника права.

Коран - священная книга мусульман, являющаяся первоисточником как религии ислама, так и мусульманского права. В соответствии с учением ислама, Коран - это слово Аллаха, открытое пророку Мухаммеду через ангела Джабраила (Гавриила). Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых делится на аяты (стихи). Исламское богословие различает два периода ниспослания Корана: мекканский и мединский. В мекканский период (до переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.) была открыта большая часть Корана и суры, ниспосланных в это время. По своим тематическим и стилистическим особенностям они отличаются от более поздних мединских сур. Иногда мекканские суры подразделяют еще на три группы: «поэтические», «рахманские» и «пророческие». Всего к мекканскому периоду относят 90 сур.

Мединский период продолжался со времени переселения Мухаммеда из Мекки в Медину до его смерти. На него приходятся 24 суры, являющиеся самыми большими главами в Коране. В это время создавалось мусульманское теократическое государство в Аравии, чем обусловлено наличие большого числа правовых норм в сурах этого периода.

Первоначально Коран не собирался в одну книгу, а передавался главным образом по памяти в устной форме; отдельные части записывались на различных материалах и предметах. Первый список полного текста Корана появился лишь после смерти Мухаммеда при первом праведном халифе Абу Бекре. Новый, уточненный список текста Корана был составлен при третьем праведном халифе Османе (Усмане), и именно этот текст стал канонически признанным.

Все нормы и заповеди Корана традиционно делятся на три категории: богословские, этические и «практические». К последним относятся как предписания, регулирующие культ, так и собственно юридические нормы. Подсчитано, что всего в Коране содержится около 500 аятов (стихов), носящих юридический характер. Коранические нормы права относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы «личного статуса», гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т.п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т.п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; нормы, касающиеся экономических и финансовых вопросов.

Государственный строй. Центральное управление. ИндияVI-XII вв. представляла собой совокупность многочислен-ных государств-княжеств, экономически не связанных меж-ду собой. В раннеклассовых, так называемых племенныхгосударствах сохранялись значительные пережитки родоп-леменных отношений. К таким государствам относятся мно-гочисленные территориальные образования, возникшие врезультате завоеваний раджпутских кланов, в которыхвласть князя опиралась на военную силу соплеменников,воинов-раджпутов. Возникающие время от времени в результате войн болеекрупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев(VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие - былипримитивными государственными образованиями, представ-ляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств скрайне подвижными границами, с несложившимся админист-ративным аппаратом. Во главе таких государств стоялимахараджи - главные князья. Княжеский трон наследовалсясыном или передавался преемнику по воле правителя. Внекоторых мелких княжествах князья избирались. Махарад-же помогали советники, входящие в совещательный органмантрипаришад. В государственном аппарате значительноеместо принадлежало воинам и сборщикам налогов. Отсутствие на протяжении веков государственногоединства Индии восполнялось в определенной мере раноначавшим складываться религиозно-культурным единствомее многоязычного, этнически разнородного населения. Об-щества, как показала история Индии, связанные религиоз-но-культурным единством, обнаруживают высокую степеньустойчивости в периоды государственных дроблений, заво-еваний и массовых переселений народов. Эта характерная черта истории страны объясняется взначительной мере спецификой самого индуизма, представ-ляющего собой не только религиозно-философскую, но исоциально-экономическую, социально-правовую систему,связанную с огромным фондом культурных ценностей, кото-рые создавались индийским народом в течение тысячелетий(мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литератураи пр.). Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связанасо всеми областями духовной и материальной культуры на-рода, как индуизм. Это огромное хранилище древнейшихисторических сведений об обычаях, традициях страны. Традиционная политическая раздробленность, слабостьцентрального государственного аппарата - как характер-ная черта средневековой Индии - восполнялись и кре-постью общинной организации индийского общества, ста-бильное существование и саморазвитие которой мало зави-село от побед и поражений того или иного стремящегося квласти правителя. Определенное государственное единство было достигну-то вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватни-ческие войны мусульман в Индии начались еще в XII в.Завоеванные индийские земли включались вначале в составгосударственных земель державы Гуридов, а затем с XIIIв. выделились в самостоятельное государство, получившееназвание Делийского султаната. В 1229 году Делийскийсултанат был признан багдадским халифом в качестве не-зависимого государства. Однако тесная связь правителейДели с остальным мусульманским миром не прерывалась.Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иныхчужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджи-ков, персов. В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюр-ко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великихмоголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в.Вместе с тем следует отметить, что мусульманские прави-тели, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощныйполитический потенциал ислама, не смогли создать в Ин-дии ни сильной государственности, ни эффективно дейс-твующего центрального аппарата. При монархической форме правления в системе органовгосударственной власти и Делийского султаната, и Мо-гольской Индии было много общего, так как государствен-ное управление строилось здесь в соответствии с исламс-кой религиозной доктриной государства мусульман. Сог-ласно этой доктрине все верующие мусульмане должныиметь одного главу, который в своей власти ограничентолько законом, проистекающим от Аллаха. Фактическийобъем полномочий мусульманских правителей определялсясоотношением сил в непрекращающейся борьбе за властьмежду правителем и знатью. Так, всесилие мусульманскойзнати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде(1246-1265 гг.) сменилось последующим укреплением пози-ций султанов. Мухаммед Туглак (1325-1351 гг.) уже писална своих монетах: "Султан - тень бога", а основательимперии Моголов Бабур (1526-1530 гг.) присвоил себезвание падишаха, наделенного якобы божественными права-ми. Власть главы государства (султана, падишаха) быланаследственной, он сам мог назначать наследника престо-ла. В Коране содержится перечень обязанностей правите-ля. На первом месте среди них была охрана ислама, в томчисле поддержание религиозных обрядов и преследованиееретиков и "лжеучителей". Эти требования не всегда мог-ли быть соблюдены мусульманскими правителями в завое-ванной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идтина уступки, проводить политику веротерпимости. Мусульманским правителям принадлежала высшая законода-тельная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманскогоправа, они не могли, однако, не считаться с общеприз-нанным его толкованием (иджмои). Высшим чиновником в мусульманском государстве, счи-тавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руко-водитель военного и финансового ведомства. Его основнаяобязанность состояла в том, чтобы проводить в жизньприказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всюполноту власти в своих руках. Центральное управление и в Делийском султанате, и вМогольской Индии осуществляли специальные правительст-венные ветомства - диваны, призванные, в частности,вести особые книги, содержащие различные сведения, ста-тистические данные общегосударственного значения. Военное ведомство, ведущее учет военной силы, чис-ленности наемного войска, личной охраны султана или па-дишаха, земельных и денежных пожалований, мест располо-жения гарнизонов, занимало особое место в мусульманскомгосударственном механизме. Главный интендант и казначейэтого ведомства осуществлял контроль над выдачей джаги-ров в Могольской Индии, проверял на смотрах состояниевойска, его снаряжение. Финансовое ведомство контроли-ровало учет и сбор поступлений в государственную казну:налогов, пошлин, выкупных сумм за военнопленных, пода-тей с покоренного населения. Особое ведомство располагало сведениями о назначениивсех чиновников, о суммах, получаемых ими из государс-твенной казны, земельных пожалованиях. Во главе этоговедомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мас-терскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-садурабыло своеобразным главным духовным и судебным управле-нием, которое мог возглавлять сам государь или доверен-ное ему лицо. В его ведение входило назначение судей. Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии небыло четкого разграничения функций между придворнымисановниками и государственными чиновниками. Двор Де-лийского султана был центром политической жизни и уп-равления империи. При дворе особую роль играл ва-кил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержани-ем семьи, приближенных и слуг султана, за султанскойкухней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индииимели воинские звания и ранги, они часто осуществляликонтроль за деятельностью государственных чиновников.Большую роль в центральном управлении играли личныйсекретарь падишаха и особый чиновник, который просмат-ривал его указы. Общие черты государственного механизма Делийскогосултаната и Могольской Индии не исключали различий меж-ду ними, которые выражались не столько в названиях го-сударственных органов и должностей, сколько в характереполитического режима. Правители Дели устанавливали своювласть в завоеванной стране методами жестокого подавле-ния народного сопротивления и мятежных индусских прави-телей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ис-лам в его суннитском толковании стал государственнойрелигией, а персидский язык (фарси) - языком судебногопроизводства. Правление моголов в Индии началось в дру-гой внутриполитической обстановке, когда был завершенпроцесс "исламизации" правящей верхушки, а индусскиекнязья и князьки признали в той или иной мере свою за-висимость от мусульманских правителей. На политику па-дишахов стал оказывать определенное влияние индийскийгород. Из могольских правителей наиболее заметный след вистории средневекового государства Индии оставил Акбар(XVI в.). В это время произошла определенная "либерали-зация" политического режима, показателями которой могутслужить, например, и некоторое ослабление налоговоготягла, и отмена при Акбаре подушной подати - джизьи, атакже проводимая политика веротерпимости. Большое коли-чество земель в это время передавалось в собственностьне только мусульманского духовенства, но и индусскиххрамов. Произошло и некоторое изменение политики в от-ношении городов. Так, например, в целях раскола зревшей торгово-ре-месленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие долж-ности в административном и налоговом аппарате сталиназначаться торговцы, ремесленники и другие "низкорож-денные" лица. Могольские правители были последователямиханифитской' школы, одной из главных отличительных черти требований которой был учет местных условий в управ-лении и судопроизводстве. Местное управление. Введение административного деле-ния еще в Древней Индии было прямым следствием склады-вающейся системы эксплуатации податного общинни-ка-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, былиразделены на провинции, управляемые начальниками погра-ничных областей или наместниками. Провинции делились наокруга. Самой мелкой административной единицей остава-лась сельская община. Мусульманские правители ввели новое административ-но-территориальное деление. Делийский султанат был раз-делен на 23 провинции. Крупные провинции делились нашики (области). Следующей административно-налоговойединицей была паргана (район), включающая ряд деревень,и патта - одну-две деревни. Могольская империя быларазделена на 15 областей во главе с наместниками (хаки-мами). В каждую область назначались также фоуджары -военные начальники, гомашты - сборщики налогов и котва-лы - начальники городов. Наличие полуавтономного механизма общинного самоуп-равления во главе с брахманско-кшатрийской верхушкойосталось характерной чертой и Делийской, и МогольскойИндии. Ни сломить, ни в должной мере подчинить себе ин-дийские общины, особенно крупные, мусульманские прави-тели так и не смогли. Так, напри- Школа названа по имени ее основателя Абу Ханифы ибнСабита (699-767 гг.). мер, моголы не признавали владений местных правящихкланов. Однако на практике такие административно-нало-говые единицы, как паргана и патта, совпадали с клано-выми владениями. Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри(вожди) - главы доминирующих каст, хута - главы дере-вень. Они были не должностными лицами центрального ап-парата, а представителями общины налогоплательщиков вих отношениях с центральной властью. Эти отношения былисродни данническим обязанностям побежденных победившемугосударству. Общинные должности передавались по нас-ледству и, более того, делились среди наследников. Про-должали существовать и общинные советы - цанчаяты, сос-тоящие из представителей доминирующей касты в округе,деревне. Армия. Прочность мусульманского правящего режима оп-ределялась боеспособностью его армии. Конница, состоя-щая из мусульман, была основной силой армии. Особоеместо отводилось дворцовой страже и другим отборнымвойскам. Армия в Делийском султанате была организованапо десятичной системе. Военный и гражданский чин зави-сел от числа воинов, находящихся под командованием оп-ределенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик- 1 тыс. всадников, хан - 10 тыс. всадников. В Моголь-ской Индии была значительно увеличена численность войскза счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственноиз казны. Особо привилегированное положение занималинаемные воины, подчиненные непосредственно падишаху.Весьма характерно, что главы мощных земледельческихкаст имели свои воинские контингенты, состоящие из за-висимых от них людей. Крупные индийские общины коллек-тивно защищали с оружием в руках свою территорию и своиправа. Суд. Отправление правосудия во всех мусульманскихгосударствах строилось на положениях Корана, согласнокоторым суд отделялся от администрации и вершился спе-циально назначенными главой государства судьями-кадия-ми. В судебной системе отсутствовала иерархия судебныхдолжностей, как и различия в гражданском и уголовномсудопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильностьместных общин (деревенских, кастовых) определяла су-ществование особых панчаятых судов, которые обладализначительными полномочиями. Они были распорядителямиобщинной земли, регулировали межкастовые отношения,следили за соблюдением кастовых и семейных правил, пра-

вопорядком.

Би́лль о права́х 1689 [1] — «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны» (англ. Bill of Rights — "An Act declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown") — законодательный акт, принятый парламентом Англии 16/26 декабря 1689 года в результате «Славной революции» — одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

В нём были подтверждены следующие права подданных:

  • свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента (парламентский иммунитет);

Английская революция XVII в.: основные этапы и

законод

а

тельство

. Начиная с

XVII

в. в странах Западной Европы

на

смену абсолютным монархиям приходят новые формы правления

конституционные монархии и ре

с

публики.

Начало становлению конституционной монархии в Англии было

положено революцией сер.

XVII

в., получившей название «Великий

м

я

теж». Ее хронологические рамки

с 1640 по1653 г.

В ходе революции сложились два противоборствующих лаг

е

ря:

лагерь роялистов и лагерь оппозиции.

Роялисты

выступали за

с

о

хранение абсолютной монархии и англиканской церкви. Лагерь

оппозиции оказался представлен разными политическими

течениям

и, представители которых выдвигали различные

требов

а

ния. Наиболее умеренные требования выдвигали

пресвитериане

, которые выступали за установл

е

ние

конституционной монархии с сильной королевской властью.

Индепенденты

добивались уст

а

новления ограниченной

конс

титуционной монархии, а также признания и провозглашения

неотъемлемых прав и свобод по

д

данных. Лидером индепендентов

стал Оливер Кромвель. Идею народного суверенитета, всеобщего

равенства и установления республики отстаивали

левеллеры

. Их

поддерживали реме

сле

н

ники и крестьяне. Наиболее радикальную

часть левеллеров пре

д

ставляли

диггеры

(беднейшее крестьянство и

пролетариат), которые выступали за ликвидацию частной

собс

т

венности на землю.

В ходе революции выделяют, как правило, 4 этапа:

-

конституционный этап (

1642 гг.)

-

первая гражданская война (1642

1647 гг.)

-

вторая гражданская война (1648

1649 гг.)

-

индепендентская республика (1649

1653 гг.)

Первый этап

конституционный

связан с законодательной

деятельностью Долгого парламента, который был созван кор

о

л

ем

(Карлом

I

) 3 ноября 1640 г. (и проработал до 20 а

п

реля 1953 г.).

Господствующее положение в парламенте на первом этапе

революции занимали пресвитериане (лендлорды и крупная

буржу

а

зия). В 1641 г. в условиях обострения внутренней

обстановки в стране пар

ламент принимает ряд актов, направленных

на ограничение абсолютной власти к

о

роля. Это:

-

Трехгодичный акт 15 февраля 1641 г. (который

предусма

т

ривал созыв парламента каждые три года независимо от

воли к

о

роля)

-

Билль о нераспускаемости существующего парламен

та без

его с

о

гласия

-

Акт о регулировании деятельности Тайного совета и об

упраздн

е

нии «Звездной палаты» 5 июля 1641 г. и, наконец,

-

Великая Ремонстрация (осуждение) 1 декабря 1641 г., кот

о

рая

стала программным документом революции. Ее ст

а

тьи были

направле

ны на ограничение полномочий короля и его мин

и

стров.

Следующие два этапа связаны с гражданскими войнами ме

ж

ду

кор

о

лем и парламентом.

В конце лета 1642 г. король попытался арестовать наиболее

активных оппозиционеров, что было воспринято как н

а

рушение

прав п

арламента. В результате король покинул столицу, а

политический конфликт перерос в гражданскую войну между

роял

и

стами («кавалерами») и сторонниками парламента

(«круглогол

о

выми»). Были созданы регулярные армии. В первом

сражении парламен

т

ская армия потерпела

поражение. В результате

военное руководство перешло от пресвитериан в руки

индепенде

н

тов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии

с «О

р

донансом о новой модели» (11 января 1645 г.) парламентом

была создана

армия нового образца

,

что позволило Кр

омвелю

одержать поб

е

ду над королевскими войсками. К концу 1646 г.

первая гражда

н

ская война завершилась победой парламента. Ее

основными ит

о

гами стало пленение Короля Карла

I

и обострение

борьбы между индепендентами и пресвитерианами, что привело к

новой гр

а

ж

данской войне (1628

-

1649 гг.).

Итогом второй гражданской войны стали казнь короля,

пр

о

возглашение республики и упразднение палаты лордов. Палата

общин объявила себя носителем верховной власти. Высшим

и

с

полнительным органом стал Государственный совет, к

оторый

нес ответственность перед парламентом (однопалатным). В его

зад

а

чи входило:

т.е. постоянную армию (вместо ополчения), которая должна была содержаться за счет

государства. Рядовой состав формировался из свободных крестьян и ремесленников.

Офицерские должности занимались по сп

особностям вне зависимости от происхожд

е

ния.

-

противодействие восстановлению монархии

-

управление вооруженными силами страны

-

установление налогов

-

управление торговлей и внешней политикой страны

Установление индепендентск

ой республики стало кульмин

а

цией

(т.е. вершиной) революции. После ее учреждения часть

индепендентов превращаются в крупных землевл

а

дельцев (за счет

конфискации земель о роялистов, распродажи королевских з

е

мель

и войны в Ирландии) и стремятся к прекращению

револ

ю

ции. За

продолжение революции выступали левеллеры, влияние которых

усиливается (особенно в армии). В этих условиях лид

е

ры

индепендентов решились на установление военной диктат

у

ры.

В 1653 г. Кромвель разогнал парламент и установил новую

форму правлени

я, получившую название «протекторат» (кот

о

рая

по сути своей являлась личной диктатурой Кромвеля). Свое

юридическое оформление протекторат получил в конституции,

названной «Орудием управления» (1653 г.). Согласно этой

конст

и

туции высшая законодательная влас

ть вручалась лорду

-

протектору и парламенту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: