Права и обязанности человека в мусульманском праве

ислам мусульманский право инджмой

Нормы, касающиеся прав и свобод человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и свободы в исламе даны от Бога. Мусульманин обязуется совершать свои действия, исходя от того, что ему дозволено Кораном - основным источником мусульманского права вообще и в частности - прав и свобод человека в исламе. Содержащиеся в этих книгах юридические и теологические нормативы называются законами шариата.

Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. По мнению юристов-теологов, "ислам соединяет в себе достоинство умеренности, сдержанности, непритязательности, простоты и гибкости".

Ислам - это отнюдь не монолитное и застывшее явление, он меняется, чтобы адаптироваться к требованиям современного мирового развития, для него характерно отсутствие института официальной церкви и собственно духовенства в западном понимании этого слова, а следовательно, и общеобязательной догматической регламентации, как это имеет место в христианстве. Лица, получившие религиозное образование и знание, или улемы, вправе лишь толковать и комментировать Коран и хадисы. Они могут оспорить любую точку зрения, обнародованную любым общепризнанным религиозным учреждением. Ислам демократичен в том смысле, что допускает правомерность существования различных позиций и оценок, хотя весьма подозрительно относится к концепции политической демократии, усматривая в ней попытку превознести власть человека в ущерб власти Бога.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития права целого ряда стран Востока. Взяв за основу масштабы применения мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно в порядке постановки вопроса предложить следующую классификацию правовых систем стран зарубежного Востока.

Первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Вторую группу составляют правовые системы ЙАР, Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъемлющей как в Саудовской Аравии и Иране, но все же остается весьма существенной, а в последнее десятилетие даже обнаруживает тенденцию к расширению.

Образцом функционирования мусульманского права является Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам.

По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Нормы, касающиеся прав и обязанностей человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и обязанности в исламе даны от Бога. Нормы мусульманского права являются юридическими в том случае, если данные нормы санкционированы государством, следовательно, и нормы прав и обязанностей человека в исламе являются юридическими, если они санкционированы государством.

При анализе структуры и отраслей мусульманского права можно найти моменты, регулирующие права и свободы человека. Кодификация норм прав человека как таковая не существует в мусульманском праве. Однако большинство норм прав человека, так или иначе, содержится в источниках мусульманского права. Необходимо отметить, что мусульманское право не регулирует права и обязанности человека как отдельную отрасль права или как отдельное положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: