УПК 1807 года и уголовный кодекс 1810 года

Уголовно-процессуальное законодательство во Франции производилось по УПК 1807-го года, который стал первым процессуальным кодексом. Его принципы составляли презумпция невиновности, принцип гласности, состязательности, права обвиняемого на защиту и так далее. Эти принципы оказались долговременными. Кодекс смешивал две формы проведения процесса ― состязательную и розыскную. Положение обвиняемого определялось в качестве одного из активных участников процесса. В силу этого председатель в суде также имел активные права.

В 1810-ом году принимается новый уголовный кодекс Франции, который оказал огромное влияние на действующее в настоящий момент уголовное законодательство Франции. В целом кодификация построена на следующих основных принципах: равенство всех перед законом, пропорциональность наказания, недопустимости действия обратной силы закона, принцип законности.

Кодекс состоял из 4-х частей. 1-ая, и 2-ая часть составляли общую часть УК. В 4-ой части говорилось о нарушении полицейских правил. По этой кодификации сложилась трехстепенная характеристика правонарушений: преступления, проступки и нарушения полицейских правил. Вводилась ответственность за посягательства против личность и семьи императора. Кроме того, рассматривались правонарушения против внутреннего порядка в государстве. Довольно хорошо был разработан раздел о преступлениях против собственности. В связи со структурой УК различают следующие виды уголовного наказания: смертная казнь, различные позорящие наказания, каторжные работы, тюремное заключение, лишение на определённый срок гражданских и семейных прав, штраф. Полицейские наказания включали тюремное заключение от 1-5-ти дней, денежные штрафы, конфискацию имущества.

Вследствие английской колонизации до конца XVII века в Северной Америке образовалось 13 колоний. Постепенно они стали очень обособленности и самостоятельности от Англии. Согласно правового положения колонии делились на три группы:

1) владение Великобритании, где хотя и существовали двухпалатное законодательное собрание, но главная роль в управлении принадлежала королевским губернаторам, наделенным правом абсолютного вето (Массачусетс, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Нью-Гемпшир, Вирджиния, Джорджия, Северная и Южная Каролина)

2) "собственнические" колонии, подаренные королем в собственность частным лицам (Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд):

3) самоуправляющиеся колонии, в которых все органы избирались населением (Род-Айленд и Коннектикут).

Несмотря на указанное многообразие, внутренняя политическая организация колоний значительно отличалась от государственного строя Англии и была более демократичной. Политические и экономические отношения с метрополией отмечались политикой искусственного сдерживания развития североамериканских колоний, внешнюю торговлю которых было вполне поставлена под контроль Англии. Опасаясь появления в их лице мощного конкурента на рынке промышленных и сельскохозяйственных товаров, парламент Англии принимал законы, подавляли колониальную промышленность и торговлю. Росло также военное и административное подавление со стороны метрополии, стало важной предпосылкой войны за независимость североамериканских штатов.

Осознавая свои экономические и политические интересы, колонисты все больше стремились к независимости. Важно отметить, что в основном они были людьми, оппозиционно настроенными к Англии, ее политических, религиозных, культурных традиций. их настроения способствовали росту объединительных тенденций, которые проявились в фактиче установлении конфедеративных отношений между колониями. Бенджамин Франклин стал инициатором переименования колоний в штаты.

Конфликт между колониями и метрополией приобретает к 60-70 годам XVIII века конституционно-правового окраску. С помощью деклараций (наибольший резонанс в обществе вызвали Декларации прав 1765 и 1774) колонисты стремятся заставить Англию считаться со своими правами в области экономики, правосудия и государственного устройства.

В августе 1774 законодательное собрание Вирджинии обратились ко всем колоний с призывом созвать ежегодные конгрессы для обсуждения общих дел. 5 сентября этого же года в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, где были представлены все колонии, кроме Джорджии. Конгресс принял политические и экономические решения, которые неизбежно привели к разрыву отношений с метрополией и военных действий. В апреле 1775 состоялась битва при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной борьбе. 10 мая того же года в Филадельфии собрался Второй Континентальный конгресс, который обратился к английского монарха последнему примирчим посланием. Тогда же было принято историческое решение об объединении войск колоний и назначения Джорджа Вашингтона главнокомандующим.

Важнейшим документом в процессе конституирования американской государственности стала принятая в условиях войны за независимость Декларация независимости США 13 американских штатов от 4 июля 1776. Она провозгласила независимость бывших 13 колоний от Великобритании, что означало появление на Атлантическом побережье Северной Америки 13 суверенных государств. их представители заявили о своем праве занять равное место среди других самостоятельных государств мира. Для авторов Декларации важно не только заявить о "разрыве политических уз" с метрополией, но и доказать мировой общественности легитимность этого акта. Аргументация, приведенная в Декларации, основывалась на доктрине естественного права, идеи народного суверенитета и договорной теории происхождения государства.

В Декларации независимости США можно выделить три смысловые части. В первой части говорится, что все люди равны и с рождения обладают неотъемлемыми правами, основными из которых являются жизнь, свобода и стремление к счастью. Именно для обеспечения этих прав люди вводят правительство. Поскольку народ является источником власти, то он может и обязан заменить или даже уничтожить плохое правительство. Эта часть документа имеет общий характер и касается любого народа. Во второй части Декларации перечисляются уже конкретные действия английского короля, которыми он нарушает права жителей североамериканских колоний. Поэтому в третьей части из двух предыдущих ссылок делается умозаключение о независимости от английской короны. Хотя в Декларации содержались слова "Соединенные Штаты Америки", она не означала создание единого федеративного государства, а лишь зафиксировала начальный этап становления суверенного государства.

Дальнейшие этапы конституционного оформления США закреплено в "Статьях конфедерации" 1781, Конституции США 1787 и в "Билле о правах" 1789 года.

 
1. Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства. Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США, 2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:
  • сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;
  • палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.
Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:
  • первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;
  • регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;
  • осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.
3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства. Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:
  • имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;
  • направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;
  • разрабатывает проект бюджета;
  • является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
  • заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со-глащения - без согласия и одобрения парламента);
  • принимает решение о начале фактических военных действий;
  • руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;
  • назначает на высшие должности;
  • имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.
4. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д. 5. В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:
  • первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;
  • вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;
  • третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;
  • четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;
  • пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;
  • шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;
  • девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.
Десятая поправка не касалась гражданских прав. Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: