| № | Утверждение А | Утверждение Б |
| Инженер-технолог | Конструктор | |
| Завуч по внеклассной работе | Председатель профсоюзного комитета | |
| Дизайнер | Чертежник | |
| Ученый-химик | Бухгалтер | |
| Политический деятель | Писатель | |
| Повар | Наборщик | |
| Адвокат | Редактор научного журнала | |
| Воспитатель | Художник по керамике | |
| Вязальщик | Санитарный врач | |
| Нотариус | Снабженец | |
| Переводчик художественной литературы | Лингвист | |
| Педиатр | Статистик | |
| Заведующий магазином | Фотограф | |
| Философ | Психиатр | |
| Оператор ЭВМ | Карикатурист | |
| Садовник | Метеоролог | |
| Учитель | Командир отряда | |
| Художник по металлу | Маляр | |
| Гидролог | Ревизор | |
| Заведующий хозяйством | Дирижер | |
| Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка | |
| Главный зоотехник | Зоолог | |
| Спортивный врач | Фельетонист | |
| Водитель троллейбуса | Медсестра | |
| Копировщик | Директор | |
| Архитектор | Математик | |
| Работник детской комнаты милиции | Счетовод | |
| Председатель колхоза | Агроном-семеновод | |
| Биолог | Офтальмолог | |
| Архивариус | Скульптор | |
| Стенографист | Логопед | |
| Экономист | Заведующий магазином | |
| Научный работник музея | Консультант | |
| Корректор | Критик | |
| Радиооператор | Специалист по ядерной физике | |
| Врач | Дипломат | |
| Актер | Телеоператор | |
| Археолог | Эксперт | |
| Закройщик-модельер | Декоратор | |
| Часовой мастер | Монтажник | |
| Режиссер | Ученый | |
| Психолог | Поэт |
ТЕСТ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Л.Михельсона
ОПИСАНИЕ
Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.·
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).






