Текст опросника

А Б
  Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
  Помогать больным людям, лечить их Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
  Следить за качеством книжных иллюстраций, художественных открыток, компакт-дисков Следить за состоянием и развитием растений
  Работать с материалами (дерево, ткани, металл, пластмассы и др.) Доводить товар до потребителя (рекламировать, продавать)
  Обсуждать научно-популярные книги, статьи Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты
  Выращивать молодняк, животных какой-либо породы Тренировать своих друзей в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты Управлять какими-либо тяжелыми подъемными или транспортными средствами (подъемным краном, трактором, электровозом и т.д.)
  Сообщать людям нужные им сведения, информировать их (в справочном бюро, по телефону, на экскурсии) Оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовки шоу, пьес, концертов, презентаций
  Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках, схемах
  Лечить животных Производить вычисления, различные расчеты
  Выводить новые сорта растений Конструировать, проектировать промышленные изделия (машины, одежду, дома и т.д.)
  Помогать людям разобраться в конфликте, убеждать, разъяснять Разобраться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
  Участвовать в работе различных ансамблей, групп, студий, кружков художественной самодеятельности. Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов
  Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах
  Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
  Делать химические или биологические лабораторные анализы Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий Осуществлять монтаж здания или сборку машин или приборов
  Организовывать культпоходы (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы Играть на сцене, принимать участие в концертах
  Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада Работать на клавишных машинах (пишущей, телетайпе, компьютере и т.д.)

МЕТОДИКА
ДЖ. ХОЛЛАНДА (ДЖ. ГОЛЛАНДА).
Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности

ОПИСАНИЕ
Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. Каждому психологическому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание). В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности.
Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.
В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как к.л. данных о валидности и надежности методики не обнаружено.
Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет.
ОБРАБОТКА
Подсчитывается количество баллов по ключу. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Шкала Ключ
  реалистичный тип 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а
  интеллектуальный тип 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а
  социальный тип 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б
  конвенциальный тип 3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 40а, 42а, 38б
  предприимчивый тип 4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 26б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б
  артистический тип 5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда. Анализ полученных данных производится путем выделения шкалы, содержащей наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности по Дж. Холланду:
1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Несоциальный тип. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Не социален, рационален, независим. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Чаще выбирает научные профессии (ботаник, астроном, физик и т. п.). Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать окружающих, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, любит когда им руководят, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Слабый организатор и руководитель, его решения зависят от мнения людей, его окружающих. Чаще преобладают невербальные (особенно математические [счетные]) способности. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинопись, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм, доминантность, любовь к приключениям. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, любит давать генеральную линию, некоторая агрессивность. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, властью, личным статусом и роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, журналист, репортер, артист, менеджер, директор, заведующий, товаровед, брокер, кооператор.
6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Очень высокие способности моторики и восприятия. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, фотографию, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: