Схема. Движение информации «снизу вверх» в процессе контроля исполнения квартального бюджета

Вот как выглядит, например, дизагрегированный отчет Президенту о затратах компании за прошедший бюджетный месяц (см. таблицу):

Таблица. Промежуточный (месячный) отчет Президенту о затратах компании

СТАТЬИ РАСХОДОВ Бюджет, тыс. руб. Отклонения (благоприятные/ неблагоприятные), тыс. руб.
за месяц нарастающим итогом за месяц нарастающим итогом
1 -й уровень «Сводные данные»        
1) Офисных расходов, всего        
2) Общехозяйственные расходы административных служб, всего     (200) (1000)
3) Службы вице-президента по производству, всего     (8950) (20600)
4) Службы вице-президента по сбыту, всего     (1000) (4000)
Всего расходов (1+2+3+4) 166000 540000 (10050) (25200)
2-й уровень «Данные по службам (на примере служб вице-президента по производству)»        
1) Административные расходы аппарата управления вице-президента по производству, всего     (1000) (1000)
2) Расходы механического цеха, всего     (2950) (11600)
3) Расходы обрабатывающего цеха, всего     (2000) (3000)
4) Расходы сборочного цеха, всего     (3000) (5000)
Всего расходов (1 +2+3+4) 116000 377000 (8950) (20600)
3-й уровень «Данные по цехам (на примере механического цеха)        
1) Основные материалы     (1000) (4000)
2) Основная зарплата производственных рабочих     (2000) (7000)
3) Электро- и теплоэнергия на технологические цели        
А) Прямых расходов, всего (1+2+3)   227 000 (2600) (10900)
4) Коммунальные услуги     (200) (100)
5) Вспомогательные материалы     (40) (100)
6) Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы     (50) (100)
7) Прочие общепроизводственные расходы     (60) (200)
(Б) Общепроизводственных расходов всего (4+5+6+7)     (350) (500)
Расходы механического цеха всего (А + Б) 72000 23600 (2950) (11400)

На 3-м уровне помимо сводных данных по статьям затрат подразделения руководитель подразделения (начальник цеха) представляет руководителю службы (вице-президенту) расшифровки по каждой существенной статье затрат (так называемые disclosures), например (см. табл. 35):

Таблица 35. Отчет начальника механического цеха по основной заработной плате производственных рабочих

Статья расходов Бюджет (тыс. руб.) Фактический результат (тыс. руб.) Отклонения (благоприятные/ неблагоприятные) (тыс. руб.) % отклонений к бюджетным суммам
на текущий месяц нарастающим итогом за месяц нарастающим итогом за месяц нарастающим итогом за месяц нарастающим итогом
(1) (2) (3) (4) (5) = (1)-(3) (6)=(2)-(4) (7)=(5)/(1) (8)=(6)/(2)
Основная заработная плата производственных рабочих, тыс. руб.         (2000) (7000) (8%) (9,3%)

Директивы аппарата управления по корректировке графика исполнения бюджетного задания (информационный поток «сверху вниз»), напротив, «спускается» в виде сводных данных от планово-аналитического отдела первого вице-президента по экономике соответствующей управленческой службе (например ПЭУ), а от нее разукрупняется по службам соответствующих вице-президентов. В свою очередь, руководители служб (вице-президенты), используя механизм линейного управления, «раскидывают» данные по корректировке по подчиненным им подразделениям (например цехам). Такой «сквозной» характер документооборота, как «снизу вверх», так и «сверху вниз», позволяет органично корректировать деятельность «низовых» подразделений, исходя из видения эффективности и финансового состояния на уровне компании в целом.

Третьим краеугольным камнем системы контроля исполнения бюджета со стороны управленческих служб является регламент контрольно-учетной деятельности, закрепленный в ряде внутренних нормативных актов. Главным в регламенте работы управленческих служб являются так называемые стандартные процедуры деятельности. Они служат в качестве свода правил деятельности управленческих служб и структурных подразделений и порядка их взаимодействия с другими службами и подразделениями в процессе обеспечения контроля исполнения бюджета. Стандартные процедуры, описанные в соответствующих внутренних нормативных актах определяют, что должна делать управленческая служба (или подотчетное ей структурное подразделение), когда, как и в какой форме.

Стандартные процедуры контроля исполнения бюджета:

• каждое управленческое решение или действие того или иного должностного лица, связанное с движением товарно-материальных и финансовых ценностей, должно быть соответствующим образом зарегистрировано или задокументировано;

• четкая спецификация внутреннего документооборота подразделений компании (бизнес-процессы), включая ответственность должностных лиц за перемещение документов внутри и передачу их в другие организации;

• формальное определение и документальное закрепление (на основе должностных инструкций) порядка деятельности (действий) и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа деятельности компании.

Механизм стандартных процедур позволяет своевременно выявлять возможные отклонения фактических показателей деятельности от бюджетных цифр и своевременно предотвращать несанкционированное бюджетным заданием расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия. Так, если для проведения платежей по административным расходам структурное подразделение должно представить в бухгалтерию визу планово-экономического отдела, то это простое правило, закрепленное в соответствующем внутреннем нормативном акте, предотвращает расходование средств подразделениями свыше лимита, установленного сметой административных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: