Психологическая структура личности

Если за целое взят человек, как субъект деятельности и носитель сознания, то все его свойства, как уже было сказано, укладываются в две основные категории: человек как организм и человек как личность.
Организм человека — это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процессе истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.
У личности, взятой, как целое, есть также две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, содержащем 51 333 слова, около 1500 слов означают свойства личности. В грузинском языке их около 4000, в болгарском — 2500. А ведь далеко не все свойства личности могут быть названы одним словом. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи уже давно пытаются уложить в некоторое число подструктур.
Психологические подструктуры личности одновременно являются и ее уровнями, находящимися в иерархической зависимости одна от другой.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую наряду с темпераментом как системой природных свойств типа нервной системы входят также возрастные, половые, а иногда и некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно самостоятельная и традиционно включается во все учебники психологии.
Следующий уровень личности является психологической подструктурой, которая включает в себя все индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Они обобщены в подструктуру личности, которая объединяет в себе индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли.
Следующим уровнем личности является ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Большое значение опыт личности имеет для ее социальной характеристики. При этом если опыт личности взять за целое, то он тоже может быть разделен на свои подструктуры, находящиеся в иерархическом соподчинении. На основе знаний возникают навыки, которые служат основой умений и привычек. И все они базируются на элементах предшествующих подструктур личности и в видоизмененном виде включают их в себя.
Высшим уровнем личности (требующим уже социально-психологического анализа) является ее направленность. Если направленность личности взять за целое, то и в ней можно увидеть подструктуры, которые могут быть уложены в следующий иерархически взаимосвязанный ряд: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная «картина мира» и высшая форма направленности — убеждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: