Биологическое и социальное в человеке

Проблема соотношения биологического и социального в человеке и личности бесспорно сложна, так как объединяет в себе понимание генетики, эволюции развития психики в процессе антропогенеза и индивидуального развития личности.
Биологическое — это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному — существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Например, особенности личности взрослого человека, явившиеся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.
Социальное — это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения. Так, например, социально приобретенная человечеством способность научиться речи прирожденна, хотя и обнаружится у ребенка только на определенном этапе созревания его нервной системы и будет проявляться в различной степени в различных социальных условиях. И все другие прирожденные свойства личности также будут с раннего детского возраста развиваться и социализироваться, хотя и в разной степени.
Организм человека не только биологичен. Еще Энгельс показал значение труда для образования кисти руки человека. О социальном в организме человека писал Ленин, отмечая в «Развитии капитализма в России», как «разделение труда в капиталистической мануфактуре ведет к уродованию и калечению рабочего... Появляются виртуозы и калеки разделения труда, первые — как редкостные единицы, возбуждающие изумление исследователей; вторые — как массовое появление «кустарей» слабогрудых, с непомерно развитыми руками, с «односторонней горбатостью» и т. д., и т. д.»
Соотношение социального и биологического в личности определяется постепенным уменьшением биологической и увеличением социальной обусловленности элементов, входящих в каждую из основных четырех подструктур личности. При этом все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не может быть полностью отделено от биологического.
Наиболее биологически и наименее социально обусловлена первая из описанных выше подструктур личности, обобщающая темперямент, возрастные и половые ее особенности. Поскольку свойства темперамента со времени работ И. П. Павлова, продолженных работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, понимаются как личностные проявления типа нервной системы, являющегося свойством организма, эти свойства надо понимать как лежащие на пересечении личности и организма, как двух подструктур целостного человека. Но вместе с тем и эту подструктуру личности нельзя понимать как полностью и только биологически обусловленную. Если влияние среды изменяет пересекающиеся подструктуры организма и соответствующие им подструктуры психических свойств даже у животных, то в еще большей степени это свойственно человеку под влиянием сугубо социальных воздействий.
Во второй подструктуре личности, в которую входят процессы и состояния, ставшие достаточно устойчивыми свойствами личности, степень социальной обусловленности должна считаться почти уравненной с биологически обусловленными механизмами отражения. Удельный вес социального увеличивается по мере возрастания роли второсигнальных процессов в структуре каждого отдельного свойства личности, входящего в эту подструктуру. Так, ощущения отдельных свойств отражаемого человеком мира, например отдельных звуков, света, цвета, свойств поверхности и т. д., менее социально обусловлены, чем целостное предметное восприятие. Механическая память в большей степени определяется биологическими свойствами мозга, чем память смысловая, которая в значительной мере связана с социальным опытом человека. Потому же страх матери за жизнь своего ребенка при бомбежке содержит и биологические моменты, а страх солдата за жизнь своего командира в тех же условиях полностью социален. В третьей подструктуре личности — ее опыте — удельный вес социального содержания уже почти всегда значительно превышает биологическое. Но еще более важно, что на этом уровне появляются существенные различия между отдельными личностями в степени их социализации, проявляющиеся в уровне культуры.
Здесь особенно наглядно видно, что человек социален не только прирожденно, но и врожденно. Так, олигофрения, затрудняющая приобретение опыта ребенком, зачатого родителями-алкоголиками, не только биологична, но и социальна. Тем более очевиден социальный момент и личности, которая формируется у ребенка хотя и на основе его врожденных индивидуально-психологических особенностей, но под влиянием общения с другими людьми. При этом интенсивность и глубина социализации личности оказываются различными у одного и того же человека в различные периоды его жизни. Две предыдущие подструктуры весьма незначительно, хотя также неодинаково, определяют различия в степени социализации личности. Подструктура же опыта заметно влияет на степень социализации личности и человека в целом.
Подструктура направленности личности почти полностью социально обусловлена. Биологическая обусловленность этой подструктуры проявляется только в некоторых, чаще только временных, возрастных влечениях и интересах. Так, например, у школьника, у которого уже достаточно созрела эндокринная система его организма, не только изменится голос и начнут расти усы, но и появятся новые интересы. Однако эти биологически обусловленные интересы, включенные в общую, в основном социально обусловленную, направленность, сами будут социализированы. Таким образом, направленность личности, являясь наиболее существенной для личности подструктурой, высшим ее уровнем, определяет социализацию остальных подструктур, а следовательно, и человека в целом. Именно эта подструктура личности наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен, и содержание этой подструктуры определяет черты личности нового человека советского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: