Исторические предпосылки возникновения гладиаторских игр

Это был величайший город планеты — почти миллион жителей. Он правил миром. Около храмов и на узких многолюдных улочках можно было встретить представителей любой профессии, известной человечеству: от землекопов до ювелирных дел мастеров. Одни были настолько бедны, что умирали от голода среди полного изобилия, другие настолько богаты, что не могли оценить размеров собственного состояния.

И над всем этим властвовали два неразделимых соблазна — хлеб и зрелища. В основном в качестве бесплатной еды предлагался именно хлеб, но иногда подавали жареное мясо и супы, рагу и салаты. Даже такие блюда, как языки жаворонков и мозги павлинов, можно было получить совершенно бесплатно.

Что касается развлечений, здесь выбор был еще богаче. Ничто не могло сравниться по популярности и накалу страстей с состязаниями на колесницах. Ничто, кроме кровавых зрелищ на арене, когда мужчины, женщины и дикие животные, отчаянно сражаясь, убивали друг друга.

Никогда в истории жителям города не предлагалось такое количество бесплатной еды и жестоких развлечений. Организации узаконенных кровопролитий были приспособлены самые большие арены, такие как Амфитеатр — крупнейшее сооружение своего времени, чудо инженерной мысли. Толпы людей хотели просто взглянуть на него. Стены и лестницы были декорированы скульптурами и фресками, достойными царского дворца. Для оформления состязаний на колесницах специально из Египта доставлялись — их тянули весь путь — гигантские обелиски. Театры строились настолько искусно, что за 1500 лет акустику не смогли более усовершенствовать. Это был Рим — город кровопролитий и смеха, изобилия и голода. Но зачем тратилось столько времени и средств на раздачу бесплатной еды и развлечения? Как получилось, что Рим стал городом «хлеба и зрелищ»? Ответы на эти вопросы — в истории Рима.

Игры — самое эффективное средство формирования общественного мнения Существовал и другой способ, с помощью которого честолюбивый политик мог завоевать голоса избирателей: воздействовать на избирателей напрямую, не прибегая к услугам клиентов. Одни, как военный полководец Гней Помпей, завоевывали расположение людей, сокрушая варварские войска и принося Риму славу и трофеи. Другие осыпали дарами и обещаниями голосующий люд Рима. Бесплатная еда и бесплатные развлечения справлялись с поставленной задачей «на ура». Патриции соперничали друг с другом: каждый стремился превзойти представление своего конкурента по зрелищности. Именно это желание поразить народ привело к развитию гладиаторских игр. Хорошее представление и сытная еда были очень эффективным политическим оружием, превзойти которое не представлялось возможным. Ставки были очень высоки, поэтому ради получения заветной должности стоило пожертвовать иногда даже целым состоянием. В 106 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Став императором, Август не мог позволить, чтобы другие политические деятели приобретали популярность среди населения. Практически узурпировав право назначения на должности и раздачу привилегий, он открыл дорогу в правительство только своим клиентам, чем обезопасил себя от нежелательного окружения. На следующем этапе он позаботился о том, чтобы никто не мог обойти систему клиент — патрон и оказывать влияние на избирателей напрямую. Игры — самое эффективное средство формирования общественного мнения, известное римлянам, — стали исключительной привилегией императора. Август, перечисляя свои заслуги перед римским народом в знаменитой надписи, известной как «Деяния Божественного Августа», не забыл указать, что он восемь раз давал гладиаторские игры, в которых участвовало 10 тысяч бойцов.

Таким образом Август предопределил дальнейшую судьбу гладиаторских игр — они отличались грандиозным размахом и великолепием. Несколькими годами позднее римский поэт-сатирик Ювенал напишет: «Раньше люди Рима хотели выбирать государственных лиц и судей, которые будут править государством. Сейчас же они хотят только хлеба и зрелищ». Он был прав. Рим, как никогда раньше в своей истории, приблизился к тому, чтобы стать «городом хлеба и зрелищ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: