Однофазный трансформатор имеет две независимые обмотки, уложенные на общий магнитопровод.
Автотрансформатор (рис. 3.4) имеет одну обмотку, к концам которой (А Х) приложено напряжение
, а между средней точкой и одним из концов (а X) – снимается напряжение 
Под действием
в части обмотки Аа (последовательной) течет ток
, создавая магнитный поток, который наводит ЭДС и ток
во второй части обмотки а Х (общей)
Во вторичную цепь (
) течет ток
(благодаря наличию электрической связи) и ток
(благодаря магнитной связи)
.
Ток в общей обмотке
.
|
Рис. 3.4. Схема однофазного автотрансформатора
Полная мощность, передаваемая с первичной на вторичную обмотку (если пренебречь потерями)
.
Если преобразовать это выражение, получим:
.
Следовательно, полная передаваемая мощность имеет две составляющие:
- мощность, передаваемая магнитным путем или трансформаторная мощность
;
– мощность, передаваемая электрическим путем или электрическая мощность.(
).
В номинальном режиме полная мощность
, которую называют проходной, является номинальной мощностью.
, а трансформаторная мощность - типовой мощностью.
.
Из рис 3.4 следует, что мощность последовательной обмотки
.
Мощность общей обмотки
.
Трансформаторная мощность определяет размеры магнитопровода, а отношение
,
где
- коэффициент трансформации.
- коэффициент выгодности автотрансформатора по сравнению с обычным трансформатором или коэффициент типовой мощности.
Если через
выразить мощность общей обмотки
.
Таким образом, мощности последовательной и общей обмоток не превышают типовой мощности.
Автотрансформаторы 220 – 500 кВ, как правило, имеют третичную обмотку напряжением 6 (10) кВ, которая не связана электрически с первичной и вторичной. Третья обмотка используется для подключения источников мощности (генераторов и синхронных компенсаторов) на электростанциях, питания близлежащих потребителей или потребителей собственных нужд подстанций и электростанций. Мощность третьей обмотки не может быть больше
, так как магнитопровод, через который передается энергия из первичной обмотки в третью, рассчитан на типовую мощность.
Автотрансформаторы могут работать в разных режимах (рис. 3.5):
а, б) Автотрансформаторные режимы. Мощность
может передаваться в обоих направлениях – при этом общая и последовательная обмотки нагружены мощностью
, на которую и рассчитаны.
в, г) Трансформаторные режимы. Мощность третьей обмотки
равна
, поэтому может быть передана мощность
.В случае в) мощность общей обмотки равна типовой и она загружена на всю передаваемую мощность
, поэтому передать на сторону СН какую-то дополнительную мощность со стороны ВН невозможно, хотя последовательная обмотка и не загружена полностью. В режиме г) общая и последовательная обмотка вместе нагружены на
. Поэтому еще некоторая мощность может быть передана со стороны СН на сторону ВН.
д,е,ж,з) - Комбинированные режимы. В режиме д) в общей обмотке суммируются токи, передаваемые автотрансформаторным и трансформаторным способом. Поэтому режим д) допускается при условии, что
. В режиме е) в последовательной обмотке суммируются токи, передаваемые автотрансформаторным и трансформаторным путем. Следовательно, режим г) допустим, если
.
В случаях ж) и з) соотношения и условия д) и е) остаются такими же.
|
Рис. 3.5. Режимы работы автотрансформаторов
Для трехфазного автотрансформаторасправедливы все полученные соотношения.
Схема трехфазного автотансформатора приведена на рис 3.6.Нейтральная точка, общая для обмоток ВН и СН, должна быть заземлена.
|
Рис. 3.6. Схема трехфазного трансформатора






