нёбную занавеску», «удержи ее в таком положении», «опусти нёбную занавеску». Такую тренировку нёбной занавески вначале упражняю без голоса и только в дальнейшей логопедической работе использую этот навык с голосовыми упражнениями. Постепенно в эти упражнения вводятся паузы на удержание нёбной занавески.
Схематически это можно отобразить так.
А. 1) Подними нёбную занавеску.
2) Опусти н. з.
Б. 1) Подними и удержи н. з.
2) Опусти н. з.
Длительность удержания нёбной занавески постепенно увеличивается от 2 до 5 секунд.
Положение надутых щек перевожу постепенно в выдувание воздуха губами, как постепенный, замедленный выдох, а затем как прерывистое выдувание.
Схематически это задание можно изобразить так:
а) постепенный замедленный выдох:
()->... до полного выдоха.
б) прерывистое выдувание:
() —> () —>... до полного выдоха
а) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха, б) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха и при выдувании, и во время пауз.
Эти упражнения удобны для контроля при помощи зеркала, никелированного шпателя или ватки, приставленных к носу, и могут быть включены в домашние задания для самостоятельной работы.
В дополнение к упражнениям нёбной занавески при различных видах вдоха и выдоха провожу активную гимнастику нёбной занавески и стенок глотки, начиная с произвольного покашливания. Оно производит сильные толчки нёбной занавески и включает в работу стенки глотки, развивает их подвижность и напряженность; кроме того, при сильных толчках происходит полный затвор между носом и полостью рта, с одной стороны, движением мягкого нёба, с другой — участием в этом акте стенок глотки. Эта смычка ощущается тактильно (приложением руки к гортани) и кинестетически самим ребенком. Произвольное покашливание тренируют от
12 А. Г. Ипполитова
2-3-кратного до возможно большего количества самих толчков на один выдох, чтобы ребенок использовал весь запас воздуха на упражнение, почти не прерывая смычки нёбной занавески с задней стенкой глотки. Это позволяет получить воздушный поток только через ротовую полость. Воздушный поток должен быть достаточно сильным. Его силу можно проверить при помощи ваты или бумажки. Для избежания смычки корня языка с нёбом вначале это упражнение производится с высунутым языком.
Добившись значительного количества толчков за каждый выдох, перевожу непрерывное покашливание в прерывистое с произвольными паузами и с сохранением во время пауз смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Таким путем приучаю ребенка ощущать кинестетически смычку более длительное время, направлять воздушную струю исключительно через рот, контролируя утечку воздуха через нос.
Все эти упражнения служат для понимания и ощущения работы нёбной занавески, для ее упражнения, готовят ее к активному участию в акте дыхания и одновременно служат целям по развитию правильного пользования дыханием, так как основой речевого дыхания является ротовое дыхание с быстрым и глубоким вдохом и медленным, постепенным и дифференцированным выдохом.
Выработанный навык управления нёбной занавеской создает нужные предпосылки к воспитанию правильной речи у ринолаликов.
В легких случаях (при вялости нёбной занавески, при суб-мукозных щелях) такие упражнения полностью ликвидируют гнусавый оттенок речи, логопедические же занятия продолжаются для закрепления новых условных связей в речи (если до занятий была только гнусавость без косноязычия). При наличии косноязычия они создают возможность перехода к постановке звуков речи родного языка, как и в случаях сложного косноязычия.
В тяжелых случаях одновременно проводится следующая гимнастика языка и губ.
Гимнастика языка: высовывание языка вперед «лопатой», «жалом»; оттягивание языка назад; движение кончика языка вправо, влево, вверх, вниз; круговые движения языка по губам и за губами; прикосновение кончиком языка к верх-