ВЫВОДЫ
1. Нарушение речи при открытой гнусавости является тя
желым нарушением в сравнении с простым косноязычием.
2. Логопедические занятия нужно начинать до операции,
чтобы подготовить мышечную ткань нёбной занавески и про
вести ряд подготовительных упражнений для языка, стенок
глотки и т. п. По возможности, следует воспитать правиль
ные гласные звуки (хотя бы артикуляцию) и часть соглас
ных звуков.
3. Речевые занятия после операции следует начинать сра
зу после заживления нёба (как только это будет разрешено
врачом), не откладывая начало занятий на 2—3 месяца пос
ле операции и тем более — на годы.
4. Логопедическое воздействие должно быть комплекс
ным. Оно должно быть направлено на формирование лично
сти ребенка, на организацию правильной речи у него.
5. В логопедическую работу входит развитие артикуля
ции; особое место уделяется управлению нёбной занавеской.
6. Логопед применяет различные формы работы: упраж
нения, игру, с 5—6 лет приступает к обучению грамоте и т. п.
|
|
7. Представленная мною методика работы с ринолалика
ми облегчает логопедический процесс воспитания правиль
ной речи у ринолаликов, так как позволяет: а) вести работу с
ринолаликами при нормальной силе и высоте голоса; б) по
становку согласных звуков, начиная с ф, в, с, з, п, б; в) вклю
чать в логопедический процесс обучение грамоте, ритмику,
подвижные игры, пение; увязывать работу логопеда с повсед
невным врачебным контролем.
8. Многообразность методических приемов требует боль
шой вдумчивости со стороны логопеда и активности со сто
роны ребенка.
9. В конечном счете данное речевое нарушение при хорошо
сделанной операции может быть изжито в результате система
тических логопедических занятий. Эффективность в работе
с ринолаликами может быть 100%, кроме случаев, когда при
чиной открытой гнусавости является парез нёбной занавески.
Ученые записки. Т. LXXXV. Дефектологический факультет. Вып. 6 / Под ред. И. Н. Красных. — М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1955. — С. 153—167.
М. Д. Дубов
Клиническая картина при расщелинах нёба
Расщелина нёба проявляется прежде всего более или менее широким сообщением между полостями рта и носа. Это сообщение не всегда соответствует протяженности расщелины.
При сквозных односторонних расщелинах с наклонным стоянием нёбных пластинок и сошника сообщение это может быть сравнительно незначительным, тем более, что часть просвета еще закрывается гипертрофированными нижними носовыми раковинами. Сообщение между ротовой и носовой полостями уменьшается, в особенности после рано произведенной хейлопластики. При двухсторонних сквозных расщелинах сообщение вначале очень широко, но после ранней хейлопластики сообщение это в переднем отделе нёба может быть доведено до минимума благодаря сближению краев нёбных пластинок и сошника. Наиболее широкое сообщение наблюдается при полных несквозных расщелинах. Частичные расщелины, в том числе и скрытые, иногда связаны с большим укорочением мягкого нёба, и сообщение ротовой полости с носовой в заднем отделе выражено при этом особенно резко.
|
|
Степень укороченности мягкого нёба может быть установлена прямым измерением расстояний между режущим краем верхних центральных резцов и задней стенкой глотки и между режущим краем тех же резцов и задним краем мягкого нёба. При этом нет необходимости пользоваться какими-либо специальными приспособлениями или, как рекомендуют некоторые авторы, изогнутой по рельефу нёба проволокой. Можно пользоваться обычным смотровым шпателем или градуированной линейкой. Сравнивая отрезки прямой (хорды) вместо отрезков соответствующих дуг, вряд ли можно допустить большую ошибку. Разность между полученными величинами и будет указывать на степень недостаточности (укорочения) мягкого нёба, которая зависит от формы расщелины, степени недоразвития нёбных пластинок. <...>