Италия: эволюция центризма в 1953-1962 гг

После войны, получив руководящие позиции в политической области, христианские демократы возглавили процесс восстановления экономики. ХДП придерживалась политики центризма, т.е. сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии. В результате таких репрессивных мер на очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Лидер ХДП Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани. Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – Итальянской социалистической партии (ИСП) и Итальянской коммунистической партии (ИКП). Руководство ИСП во

главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Таким образом, центризм в Италии прошёл эволюционный путь к левоцентризму.

44. ФРГ в годы правления "большой коалиции" (1966-1969).(готово)

В условиях правительственного кризиса 1 декабря 1966 г. Эрхард подал в отставку. Его преемником стал новый лидер христианских демократов Курт Кизингер. В состав правительства впервые вошли представители всех ведущих политических сил ФРГ: христианско-демократического союза (ХДС), его баварский филиал — христианско-социальный союза (ХСС) и социал-демократическая партия. Вице-канцлером и министром иностранных дел стал председатель СДПГ В. Брандт, а его заместитель Г. Венер занял пост министра по общегерманским вопросам. Социал-демократ Карл Шиллер возглавил министерство экономики, а лидер ХСС Ф.-Й. Штраус стал министром финансов. Уникальный прави тельственный блок получил название «большой коалиции». Надежды на эффективную работу столь пестрого в идейно-полити ческом отношении кабинета были связаны с фигурой самого канцлера. Кизингер сумел добиться конструктивного сотрудничества Шиллера и Штрауса, результатом которого стала разработка «Закона о содействии стабиль ности и оживлению экономики» 1967 г. В его основу была положена концепция «глобального регулирования», выдвинутая Шиллером. Правительство предприняло шаги по разработке комплекса средне срочных и краткосрочных планов экономического развития на федеральном и земельном уровне. Штраус добился, чтобы ключевой целью планирования стало обеспечение стабильности бюджетно-финансовой системы, блокирование инфляционных процессов, обеспечение сбалансированности процесса ценообразования. В области микроэкономического регулирования программа Шиллера–Штрауса сохранила преемственность с системой социального рыночного хозяйства Эрхарда. Такая активность правительства способствовала улучшению показателей экономического развития. В 1966–1967 гг. Западная Германия пережила наиболее глубокую после войны рецессию. Но уже в 1968 и 1969 гг. прежние темпы промышленного роста были восстановлены. Сказалась кредитная политика правительства по поддержке наиболее пострадавших отраслей.Возросла наукоемкость немецкой промышленности. Особенно динамично развивались новейшие отрасли – электронная, химическая, атомная. Западно германская индустрия стала одной из наиболее мощных в Европе. Политические отношения ФРГ с партнерами по Европейским Сообществам в период правления

«большой коалиции» также существенно укрепились. Но главные изменения были внесены в восточноевропейскую политику. Новые лидеры СДПГ В.Брандт, Г. Венер и Г. Шмидт выступали за политику «наведения мостов», нормализацию отношений с СССР и другими социалистическими странами. Были установлены первые контакты с правительством ГДР, восстановлены дипломатические отношения с Югославией, укрепились экономические связи с Румынией. В 1966-69гг ФРГ стала основным экспортером СССР среди западных стран. Но со временем стали нарастать противоречия между партиями «большой коалиции». Этому способствовал скандал вокруг фигуры самого канцлера. Общественности стали известны факты из биографии Кизингера о том, что в годы нацистского режима он работал в отделе политической пропаганды министерства иностранных дел. Страна оказалась расколота на два лагеря – тех, кто был готов примириться с прошлым, считая связи с тоталитарным режимом неизбежным проявлением «требований времени», и непримиримых противников канцлера. Скандал вокруг Кизингера оказался лишь «верхушкой айсберга». В конце 60-х гг. ФРГ была охвачена волной общественного недовольства. Начали формироваться террористические группировки. Паралельно в ФРГ возникает праворадикальное движение, преимущественно националистического, неонацистского толка.Правительство пыталось противостоять подъему политического радикализма, но этому мешал разлад внутри самой «большой коалиции».Лидеры СДПГ уже продемонстрировали свою готовность внести глубокие коррективы в социально-экономический и внешнепо литический курс. Брандт активно использовал реформаторский имидж партии, призывая покончить с консерватизмом. Руководство ХДС в 1967г. приняло Новую программу партии,которая признавала базовые принципы социального рыночного хозяйства, охраны окружающей среды, протекционистской поддержки крестьян. Но вернуть полити ческую инициативу Кизингеру не удалось. Он не сумел также предот вратить заметное охлаждение в отношениях с ХСС. В 1968 г. ХСС принял новую программу, где подчеркивалась самобыт ность партии, приверженность ХСС идеям христианской традиции, приоритет связей с Францией и необходимость равноправного партнерства с США. В итоге ранее составляющие большой коалиции отошли от единого курса, что привело к окончательному её распаду в 1969г.

45. От "левого центра" к "национальной солидарности". Италия в 1972-1979 гг. В 70-х гг. в Италии на повестку дня встала задача постепенного вытеснения экстенсивного пути развития экономики новыми, высокотехнологичными процессами. Сокращение занятости и непрекращавшийся рост стоимости жизни вызвали подъем социального протеста. Правительство левого центра шло на существенные уступки, выполняя основные требования забастовщиков. Италия очень тяжело пережила кризис 1974-1975 гг., который наиболее сильно поразил главные отрасли промышленного производства страны. Правящие круги Италии были вынуждены резко изменить экономическую стратегию и принять неотложные меры по технологической перестройке промышленности и стимулированию инвестиций. Стали расти темпы роста капиталовложений в активную часть производственных фондов - машины и оборудование. Почти полностью прекратился рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся. Резко активизировались экстремистские, террористические организации и мафия. На этом фоне заметно выросла активность левых сил. В стране по-прежнему сохранялся высокий авторитет и массовость Итальянской компартии (ИКП). По инициативе генерального секретаря ИКП Энрико Берлингауэра на съезде партии, состоявшемся в 1975 году, коммунисты приняли тактику «исторического компромисса», означавшую сотрудничество не только с социалистами, но и с католиками. На выборах 1976 г. за ХДП проголосовало всего на 4,4% избирателей больше, чем за коммунистов. Однако, несмотря на такие результаты, члены ИКП в состав правительства не вошли: под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допустить коммунистов в правительство. В результате Левый центр перестал существовать. Новое правительство было составлено только из представителей ХДП. Премьер-министром стал опытный политический деятель христианский демократ Джулио Андреотти. Коммунисты совместно с другими левыми и республиканскими партиями образовали в парламенте «коалицию воздержавшихся» - блок депутатов, поддерживающих политику Андреотти. В 1976 – 1979 гг. правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». В русле этой политики ХДП разрабатывала программы

реформ в стране совместно с коммунистами и социалистами. Участие коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительства путём периодических взаимных консультаций.

В 1977г. шесть партий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программное соглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В рамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть негативные последствия мирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон о трудоустройстве молодёжи. Но поддержка правительства ХДП левыми партиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистских террористических групп. В стране стали происходить акты политического бандитизма и терроризма. В то же время неотъемлемой чертой политической жизни Италии становилась коррупция, всё громче звучали связанные с ней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции и неуплате налогов был обвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастности к взяткам, полученным от американского концерна «Локхид». Леоне подал в отставку, а президентом был избран член ИСП Александро Пертини. С этого момента политика «национальной солидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 года компартия покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП. ИКП отказалась от тактики «исторического компромисса» и приняла новую формулу «демократической альтернативы», предполагавшей создание коалиции из левых партий, способной в борьбе за власть соперничать с ХДП.

46. Франция в "эру Миттерана" (1981-1995).

После победы на выборах 1981г. Франсуа Миттеран получил всю полноту власти и возможность для осуществления «левого эксперимента» - полномасштабной реализации своей программы.Правительство, в состав которого вошли представители всех трёх левых партий, возглавил Пьер Моруа.Новое правительство предприняло шаги по реализации концепции самоуправления. Серия «законов о децентрализации» расширила полномочия органов местного самоуправления.Была введена пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39ч. при сохранении прежней зарплаты. Правительство продолжило реформу системы социального обеспечения, повысив уровень минимальной заработной платы, но 40-50% увеличив размеры пенсий и пособий по безработице, сократив до 60 лет возраст выхода на пенсию. Ключевую роль в «левом эксперименте» играла программа национализации.Её целью было закрепление государственного контроля над крупнейшими промышленно-финансовыми группами.Общая численность гос.предприятий превысила 3тыс.Государство заняла ведущие позиции в наиболее перспективных отраслях – информатике, энергетике, биоиндустрии.Под гос.контроль было поставлено 36 коммерческих банков.В результате доля гос.сектора в финансовой и кредитной сфере составила 95%.Национализация вызвала «бегство капиталов» за границу.Это заставило правительство перейти к жёсткой валютно-финансовой политике.Большие масштабы сохраняла безработица.С лета 1982г.Миттеран был вынужден приостановить «левый эксперимент».В 1983г. новая экономическая стратегия была официально закреплена в «программе десяти пунктов» («плане Делора»). Согласно этой программе были заморожены ассигнования на социальные нужды, увеличена плата за рабочие места, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т.д.Всё чаще стал привлекаться частный капитал.Эти меры позволили восстановить положительную динамику экономического роста.Однако рейтинг правительства стремительно снижался.Выборы 1986г. принесли победу правой коалиции.Начался период «сосуществования» - правления левого президента и правого премьер-министра(Ж.Ширака).Прерогативы президента сосредоточились на вопросах внешней политики и национальной безопасности.В ведении премьер-министра остались вопросы внутренней политики.Правитльство Ширака начало широкий комплекс преобразований в политико-правовой и социально-экономической сферах.Проведена экономическая реформа, основными направлениями которой стали денационализация и либерализация экономики. Была приватизирована треть гос.сектора, кроме «естественных монополий» - предприятий электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникации.Основой финансового оздоровления правительство избрало политику жёсткой экономии и сворачивания социальных программ государства.Существенно снизилось налогооблажение.Всё это привело к заметному росту экономики Франции.В отношении внешней политики Миттеран после прихода к власти постарался укрепить положение Франции в западном блоке и её отношения с США.Значительно активизировалось сотрудничество Франции с НАТО.Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет.В отношении СССР была занята жёсткая позиция, требуя вывод советских войск из Афганистана и сокращения советского вооружения в Восточной Европе.Перелом во внешней политике наступил в 1984г: начались переговоры с Сирией, выведены французские войска из Чада, заменён французский контингент в Ливане на «голубые каски» ООН, заметно улучшились отношения с СССР(поддержка концепции «нового мышления» Горбачёва).Особо внимание Миттеран начал уделять вопросам европейской интеграции.Он открыто заявлял о пересмотре атлантического курса и приоритете национальных и европейских интересов и такого курса придерживался вплоть до конца своего президентства(1995г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: