Са бхактах пракритах смритах

Преданный, Который с верой занят поклонением Божествам в храме, но не ведет себя должны образом по отношению к другим преданным или обычным людям, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается находящимся на низжем уровне.

Шрила Мадхвачарйа комментирует, что человек, находящийся на низжем уровне преданного служения, с верой поклоняется Божеству в храме, но не осознает, что в действительности Верховная Личность Бога всепроникающеа. Подобное отношение можно встретить в Западных странах, где люди совершают у себя дома и на улице всевозможные греховные поступки, но затем благочестиво идут в церковь и молятся Богу о милости. В действительности, Бог присутствует и у нас дома, и на улице, и на работе, и в лесу, и повсюду, и поэтому Богу следует поклоняться повсюду при помощи метода преданного служения у Его лотосных стоп. Как утверждается в 41 стихе этой главы: «Преданному не следует видеть ничего отдельным от Верховной Личности Бога, Кришны. Эфир, огонь, воздух, вода, земля, солнце и другие светила, все живые существа, стороны света, деревья и другие растения, реки и океаны – все, что воспринимает преданный, он должен считать экспансией Кришны. Таким образом, видя все сущее в этом творении как тело Верховного Господа, Хари, преданный должен искренне выражать почтение телу Господа во всех его проявлениях». Это видение преданного Господа маха-бхагаваты.

Шрила Мадхвачарья говорит, что мадхйама-адхикари, преданный промежуточного уровня, видит Верховную Личность Бога как причину всех причин, и поэтому отдает свою любовь Господу. Такой преданный – искренний друг другим преданным, сострадателен к невежественным и избегает атеистов. Тем не менее, его осознание всепроникающего аспекта Верховного Господа несовершенно. Хотя он имеет общее ощущение того, что каждый в конечном итоге должен быть преданным Верховного Господа, и старается использовать все в служении Кришне, зная, что все принадлежит Господу, он может запутаться, общаясь с атеистами.

Шрила Мадхвачарья говорит: каништха-адхикарине имеет представления о том, что Верховный Господь обладает могуществом существовать вне церкви или храма. Более того, гордясь своим ритуальным поклонением, каништха-адхикари не может вообразить, что кто-то может быть благочестивее или религиознее его, и даже помыслить не может, что другие преданные более продвинуты. Таким образом он не может понять преданного служения уровня мадхйама или уттама и иногда, вследствие ложной гордости, он критикует более подвинутых преданных Господа, избегает их или просто не имеет никакого понимания их как проповедников или полностью осознавших себя душ.

Другой признак каништха-адхикари заключается в том, что его опьяняют материальные достоинства так нразываемых великих материалистичных личностей. Поскольку он сам находится в телесных представлениях о жизни, его привлекает материальное великолепие, и таким образом он умаляет положение Верховного Господа, Вишну. Поэтому такой каништха-адхикари недоволен, если преданный второго класса критикует непреданных Господа. Во имя сострадания или доброты, каништха-адхикари одобряет материалистическую деятельность подобных людей. Поскольку каништха-адхикари не сведущ в высших сферах преданного служения и безграничного трансцендентного блаженства сознания Кришны, он видит преданное служение просто как религиозный аспект жизни, но думает, что в жизни есть много приятных и стоящих аспектов, не связанных с преданным служением. Поэтому он приходит в гнев, когда преданные второго класса, котоыре ощущают, что Кришна – это все, критикуют непреданных. Мадхвачарья говорит, что такой человек, вследствие своей рудиментарной веры в Кришну, считается преданным, но он бхактадхама, или преданный низшего уровня. Если такие материалистичные преданные будут следовать правилам и ограничениям в поклонении Божествам, они постепенно поднимутся до более высокого уровня и в конце концов станут чистыми преданными Господа, при условии, что не будут совершать оскорблений преданных, что затормозит их прогресс.

Шрила Мадхвачарья говорит, что те, кто избегают или проявляют безразличие к преданным Господа считаются оскорбителями лотосных стооп Вишну. Подобным образом, те, кто непочтительно относятся к полубогам, лишатсяч преданного служения и будут вынуждены продолжать вращаться в цикле самсары. Полубогам всегда следует оказывать почтение, так как они преданные Верховной Личности Бога. Если кто-то завидует полубогам, считается, что он завидует Верховной Личности Бога. Подобным образом, тот, кто выражает искреннее почтение полубогам, считается уважительно относящимся к воле Верховного Господа. Вайшнав не считает по-глупости, что существует много богов. Он знает, что есть одна Верховная Личность Бога. Но как много раз говорилось в Шримад Бхагаватам, у Господа есть миссия в этом материальном мире, заключающаяся в том, чтобы при помощи жестоких законов природы исправить обусловленные живые существа. В миссии Господа в этом мире полубоги считаются частями тела Гооспода. В Бхагавад-гите (7.20) говорится: «Те, чей разум похищенр материальынми желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе». Но есть много примеров преданных, которые поклонялись полубогам, чтобы получить благсловения на служение Господу Кришне. Гопи поклонялись полубогам, чтобы обрести Кришну, и подобным образом Рукминидеви, в день своей свадьбы, совершала подобное поклонение полубогам, единственной целью которого был Кришна. Даже сегодня проповедники движения сознания Кришны культивируют важных людей со всей учтивостью и дипломатией, чтобы такие богаые или влиятельные люди занимали свои ресурсы в преданном служении Кришны, чтобы прославлять Кришну по всему миру. Подобным образом, оказывание всего почтения полубогам, чтобы они предоставляли возможности для преданного служения Кришне не противоречит принципам бхакти, хотя сейчас подобное поклонение полубогам также пришло в упадок. Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендовал харинама санкиртану, воспевание святых имен Кришны, как единственный реалистичный метод для этой эпохи. Тем не менее, преданный Господа не должен ложно толковать предостережения Бхагавад-гиты против поклонения полубогам как позволение оскорблять полубогов, являющихся авторитетными вайшнавами.

Шрила Мадхвачарья замечает: «Все полубоги считают своим врагом того, кто не поклоняется Вишну. И Господь и полубоги низвергают такого человека в темнейшие районы ада». Это утверждение Мадхвачарьи проливает нам свет на внутренний духовный мир полубогов. Говорится, что достигая высшего уровня освобождения, уттама-адхикари, самый возвышенный преданный Господа, наслаждается трансценденым блаженством в непосредственном общении с Верховным Господом и полубогами.

Согласно Шриле Дживе Госвами, поскольку каништха-адхикари, который не может с должным почтением относиться к преданным, несомненно не сможет уважительно отнситься к обыкновенным живым существам, которые даже не являются преданными, каништха-адхикари будет оставаться бесполезным для практической проповеднической деятельности, пока не поднимется до более высокого уровня понимания. Шрила Джива Госвами говорит, что поскольку вера каништха-адхикари не основывается в действительности на утверждениях Ведических произведений, он не может понять возвышенного положения Верховной Личности Бога в сердце каждого. Поэтому он не может в действительности проявлять любовь к Богу, также как не может он понять возвышенное положение преданных Господа. Кришна настолько славен, что его близкие спутники также должны также быть славны. Но это неизвестно каништха-адхикари. Подобным образом, существенная характеристика вайшнава, состоящая в том, чтобы оказывать должное почтение другим, также блистает своим отсутствием в каништха-адхикари. Однако если такой человек имеет веру в ведические произведения и старается понять утверждения Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, он постепенно поднимется до уровня преданного служения второго и первого класса.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, каништха-адхикари должен очень серьезно заниматься регламентированным поклонением Божествам. Божества – это особое воплощение Верховной Личности Бога. Господь Кришна может предстать перед поклоняющимся в пяти различных проявлениях, а именно в Своей изначальной форме как Кришна (пара), Своей четверичной экспансии (вйуха), в Своих игровых воплощениях (вайбхава), как Сверхдуша (антарьями) и Божество (арча). В образе Божества (арча) находится Сверхдуша, которая в свою очередь включается в игровые образы Господа (вайбхава). Вайбхава-пракаша Верховного Господа исходит из чатур-вьюхи. Четверичная экспансия Господа находится в верховной истине, Васудеве, который Сам расположкен в свайам-пракаша-таттве. Эта свайам-пракашасостоит из экспансий окончательной свайам-рупа-таттвы, изначального образа Кришны на Голока Вриндаване в духовном небе. Эту иерархию экспансий Верховного Господа можно осознать даже в материальном мире в плане стермления нести служение Господу. Начинающий преданный должен стараться посвятить всю свою деятельность удовлетворению Господу и культивировать поклонение Кришне в храме.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, все упомянутые выше полные экспансии Верховного Господа нисходят в этот мир и входит в Божества, которые проявляют функции Сверхдуши, сопровождая повседневную жизнь вайшнава. Хотя вайбхава или игровые воплощения Господа воплощаются в определенные периоды времени, формы Сверхдуши и Божеств всегда доступны для духовного прогресса предыннх в этом мире. Когда человек поднимается до уровня мадхйама-адхикари, он становится в состоянии понимать экспансии Верховного Господа, в то время как все знание о Господе каништха-адхикари ограничено Божествами. Тем не менее Кришна так добр, что для того чтобы вдохновить даже вайшнавов низшего уровня, Он собирает все Свои разнообразные формы в Божествах, чтобы поклоняясь Божествам, преданный каништха-адхикари мог поклоняться всем формам Господа. По мере своего духовного продвижения преданный моежт понять эти формы сами по себе, как в этом мире, так и в духовном небе.

В ИСККОН подобное поклонение Божествам принимает специфическую окраску. Помимо традиционных форм поклонения в храме, Шри Шри Гаура-Нитай – Божества, установленные во всех храмах ИСККОН, – принимают поклонение в форме практической деятельности по распространению сознания Кришны. По милости Шрилы Прабхупады, начинающие преданные могут занять свои материальные ресурсы, способности и таланты в такой практической проповеднической деятельности – издании и распространении книг, организации лекций, программ и праздников, приготовлении и раздаче прасада и т.д. На начальном уровне мы должны совершать подобную деятельность, считая себя помощниками старших преданных, и избегая ложной гордости возможными внешними успехами. Впоследствии, когда наша преданность станет зрелой, мы в действительности становимся преданными-проповедниками, имеющими твердую, реализованную убежденность в методе преданного служения, и движимые подлинным состраданием к обусловленным душам. На всех уровнях нашим ориентиром должны быть слова Господа Чайтаньи: «Следует всегда воспевать святые имена, будучи смиреннее травинки, терпеливее дерева, лишенными чувства ложного престижа и всегда оказывая должное почтение другим».

До тех пор, пока человек находится на уровне третьего класса, он не может по достоинству оценить исполненную блаженства духовную реальность атрибутов и окружения Верховного Господа. Шри Чайтанья Махапрабху был очень доволен Царем Пратапарудрой, когда Царь, получив в подарок одежду Господа, установил ее как Божество, и начал поклоняться ей, как неотличной от Самого Господа. Господь Шива сам сказал, что поклонение атрибутам, окружению или преданным Господа еще лучше, чем поклонение Господу, поскольку Господь больше доволен поклонением Своим преданным и окружению, чем поклонению лично Ему.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, неспособность каништха-адхикари по достоинству оценить преданных Господа, Его окружение и атрибуты указывает на то, что подобный материалистичный вайшнав все еще находится под влеянием искусственных представлений карма-вади и майавади, тех, кто преданы чувственным наслаждениям и безличным рассуждениям об Абсолюте. Шрила Прабупада часто говорил, что лишь имперсоналисты желают видить одного Кришну. Мы желаем видеть Кришну с Его коровами, Его друзьями, Его родителями, Его гопи, Его флейтой, Его украшениями, лесными пейзажами и т.д. Кришна великолепен в окружении Вриндавана. Именно в земле Вриндавана Господь Кришна, окруженный множеством прекрсных спутников, проявляет Свою возвышенную, неописуемую красоту. Подобным образом, уникальная милость Верховной Личности Бога проявляется в деяниях Его чистых преданных, которые бескорыстно странствуют по всей вселенной, посыпая частичками пыли с лотосных стоп Господа головы обусловленных душ. Тот, кто не питает интереса к всему, что связано с Господом, имеет ущербное представление о Верховной Личности Бога. Причиной этого является оскверненность чувственными или имперсональными представлениями о жизни.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что после сотен жизней поклонения Божествам Господа Васудевы с верой и при помощи внешних атрибутов, человек осознает подлинную природу Его трансцендентного имени и мантр, и оковы его материалистического духа ослабевают. Подобным образом, по мере того как каништха-адхикари постепенно начинает воспринимать, что происходит в мыслях преданного и пытается серьезно продвигаться к более высокому уровню, его материалистичные представления рассеются сами собой. Тогда он начинает совершать любовное служение Верховной Личностип Бога, и дружить с преданными, которые являются самыми дорогими сыновьями Господа, и оценивая по достоинству универсальность преданного служения Кришне, он начинает очень стремиться занять других невинных людей в служении Господу. Далее, по мере того, как он начинает совершать значительный духовный прогресс, для него становится неприемлимым все, что препятствует его продвижению в преданности, и таким образом избегает атеистически настроенных людей, которые не могут извлечь блага из доброго совета.

Задание 113. Приведите примеры обыкновенных вайшнавов в рамках традиционной для вашего окружения религии.

Задание 114. Дайте определения трех уровней преданных в соответствии с: а) отношением к святому имени Господа, б) глубиной веры и знания шастр и в) уровнем осознания Кришны

Задание 115. В чем проявляется ограниченность видения каништха-адхикари?

Задание 116. Почему преданный мадхйама-адхикари должен избегать завистливых людей?

Задание 117. Почему преданный уттама-адхикари полностью свободен от склонности видеть недостатки в других?

Задание 118. К какому из уровней относитесь Вы? Обоснуйте на основе описанных выше трех определений. Что Вы можете делать, чтобы продвигаться к следующему уровню?

Задание 119. Приведите пример преданного мадхйама-адхикари. Обоснуйте его на основании трех определений уровней преданных.

Задание 120. Докажите, что Шрила Прабхупада является преданным уттама-адхикари.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: