Практическое применения эластичного спроса

Области применения теории эластичности:

На микроуровне:

1. Анализ реакции потребителя на изменение цен.

2. Подготовка производства к изменению спроса.

3. Определение ценовой политики фирмы.

4. Принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы.

На макроуровне:

5. Разработка структуры налогообложения.

6. Проведение различных операций на внешнем рынке.

7. Выработка мероприятий государственного регулирования экономики.

Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения, проследим последствия этой зависимости.

Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса (рис.1). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором - абсолютно неэластичен.

В случае абсолютно эластичного спроса (рис. 1 а) при введении налогаравновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Схожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.

Эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т. е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.

В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 1 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Q1 единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.

Рис. 1. Распределение налогов с продаж в условиях различной эластичности спроса

В случае абсолютно неэластичного спроса (рис. 1 б), т. е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь Q0 не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена Р1 больше Р0 на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (Р1 - Т = Р0, или, что то же самое, РS = Р0). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т. е. его придется полностью оплатить потребителю.

При более реалистичных допущениях ¾ неэластичном, но не абсолютно неэластичном спросе ¾ на потребителя ляжет большая часть налогового бремени, но небольшая доля ляжет и на производителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: