Понятно, что у великих русских князей рано явилась мысль об избрании митрополитов из русских. После смерти митрополита Феопемпта греки три года не присылали нового митрополита. В это время (1046 г.) закончилась война Ярослава с Византией, в которой греки варварски ослепили 800 русских пленных. И вот в 1051 году «Бог князю вложил в сердце» поставить митрополита из русских.
Первым русским митрополитом был поставлен Иларион, священник из села Берестово, близ Киева, где находился летний дворец великого князя. Он отличался просвещением и благочестием. Не ограни-чиваясь исполнением обыкновенных своих обязанностей, он налагал на себя особенные подвиги. Из своего села он часто удалялся на соседнюю гору, где впоследствии была образована Киево-Печерская лавра, выкопал там себе пещеру в две сажени и предавался уединенной молитве и богомыслию.
Спустя немного времени, в конце XI века, ещё один митрополит из русских — Ефрем, прославился святостью жизни и чудотворениями. Прежде он был придворным великого князя Изяслава, потом епископом Переяславским. Поставление в митрополию он получил, правда, в Греции; ознаменовал свое правление строением многих церквей, больниц и странноприимниц.
После Илариона другой пример независимого поставления митро-полита из русских был в 1147 году при Изяславе Мстиславовиче. Вследствие неудовольствия на митрополита Михаила, который покинул свою паству во время княжеских смут и удалился в Грецию, а также вследствие смут из-за патриаршего престола в самой Греции, великий князь созвал в Киеве собор для избрания митрополита из русских. Выбор пал на КлиментаСмолятича, схимника и затворника и вместе с тем человека книжного, философа, какого на Руси и не бывало. О личности его не было спора, но возник важный вопрос о том, можно ли посвящать митрополита в Киеве одним епископам без патриарха. Три епископа — Новгородский Нифонт, Смоленский Мануил и Полоцкий Косьма решили этот вопрос отрицательно.
Напротив, шесть епископов из русских доказывали, что по церковным канонам собор епископов всегда может поставить себе митрополита. Им легко было опровергнуть крайнее мнение греческой партии, если бы они сами не впали в крайность, настаивая на праве епис-копов ставить митрополита без благословения патриарха. Греки сделали упор на эту ошибку и заставили прибегать русских епископов к странным уловкам. Так, епископ ОнуфрийЧерниговский предложил заменить благословение патриарха поставлением митрополита посред-ством главы святого Климента Римского. «Греки ставят же, — утверждал он, — рукою Иоанна Предтечи». Спор оказался безрезультатным. Климент был поставлен, но греки не признавали его митрополитом, за что подвергались преследованиям. Нифонт был посажен в тюрьму в Киеве; Мануил спасся от тюрьмы бегством. Однако и положение Климента было непрочно: его не признавал соперник Изяслава — сильный князь Юрий Долгорукий. Став великом князем после смерти Изяслава (§ 1155), он изгнал Климента и выпросил у патриарха другого митрополита — Константина.