Конституция РСФСР 1918 Г

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депу­татов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные про­блемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рас­сматривать как первый этап конституционного строительст­ва (октябрь 1917г.)

Второй этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов «Дек­ларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (ян­варь 1918 г.) —документа, определившего основные принци­пы и направления социальной, экономической и государст­венной политики. Однако этот документ носил декларатив­ный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключитель­ный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики. Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередно­го Всероссийского съезда Советов.

Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и от ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юсти­ции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца.

12*


,356

В ее ходе развернулась оживленная полемика между предста­вителями различных фракций. Обсуждались следующие во­просы:

1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, рассматривая нацио­нально-государственное разделение как анахронизм и «бур­жуазный пережиток». Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределе­нию и управлению своей территорией.

Субъектами федерации, с точки зрения представителя Наркомата юстиции, должны были стать местные федераль­ные общины-коммуны, Советы которых формируются по корпоративному принципу (из представителей профсоюзов, кооперативов, производственных ассоциаций). Коммуны должны входить в федеративные объединения — провинции, а последние — в областные федеративные республики, объ­единяющиеся в РСФСР. Основной целью такого государст­венного устройства должна была стать максимальная децент­рализация государственного управления. На органы комму­нального, провинциального и областного уровня возлагались, хозяйственные, но не политические задачи.

2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвиди­ровав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразо­вать в муниципальные органы, лишив их политических функ­ций.

3.0 Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссий­ским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложе­ние об изъятии у СНК законодательных полномочий и пере­даче их Съезду и ВЦИК.

4. О социально-экономических преобразованиях. Радика­лы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социали­зации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т. п.

Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: