Итак, были ли неизбежны Февральская революция и все события, которые произошли в период с Февраля по Октябрь 1917 года? Февраль дал народам России шанс мирного развития по пути реформ, но по многим причинам: нежелание и неспособность Временного правительства и стоявших за ним классов решать задачи буржуазно-демократической революции, отказ Петроградского совета и партий, составлявших большинство в нем, от фактически взятой государственной власти, наконец, отсутствие каких-либо традиций политической демократии во всех слоях общества и навязчивая вера в насилие как путь к решению всех проблем – этот шанс так и остался не реализован. Задачи, которые стояли перед политическими силами и правительством: определение отношения к войне; создание стабильной государственности; разрешение аграрного вопроса; решение обострившейся национальной проблемы; стабилизация социально-экономического положения. Выбор дальнейшего пути зависел от того, как поведут себя основные политические силы, каким будет их противостояние.
|
|
Последующий ход событий представлял собой порочный круг, в котором нерешенность глубинных проблем общества – вопросов о мире и о земле делала невозможным развитие нормального политического процесса и сохранение гражданского мира на основе компромиссов между классами.
После июньских событий диктатура стала неизбежной: либо Ленин, либо правая военная диктатура, что на тот момент означало Корнилов. Первый путь оказался трагической утопией. К чему вел последний можно увидеть, в том числе на примере такой страны, как довоенный Китай.
Главный урок событий 1917 года для современной России заключается, на мой взгляд, в необходимости проведения давно назревших реформ на основе компромиссов и коалиций, отказ от насилия в политике. Первые шаги к этому сделаны.
Список литературы
1. Амбаров В.Н. Большой справочник. – М.: Дрофа, 2006.
2. Волкова И.В. История России с древности до наших дней. – М.: Высшая школа, 2007.
3. Данилов А.А. Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть II. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 352 с.
4. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. / Сост. С.В.Мироненко. – М., 2009.
5. Киселёв А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 1. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2002. - 496 с.
6. Ломов Г.Ю. Пособие по истории России. – М., 2010.
7. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 2008.
8. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов. – М., 2006.
9. Хронология всемирной и российской истории / Под ред. В. Голубева. – М., 2011.
[1] Волкова И.В. История России с древности до наших дней. – М.: Высшая школа, 2007. С. 100.
|
|
[2] Ломов Г.Ю. Пособие по истории России. – М., 2010. С. 77.
[3] Хронология всемирной и российской истории / Под ред. В. Голубева. – М., 2011. С. 207.
[4] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 2008. С. 96.
[5] Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов. – М., 2006. С. 79.
[6] Киселёв А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 1. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2002. - 496 с. С. 157.
[7] Данилов А.А. Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть II. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 352 с. С. 203.
[8] Амбаров В.Н. Большой справочник. – М.: Дрофа, 2006. С. 51.
[9] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 2008. С. 104.
[10] Там же. С. 105-106.
[11] История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. / Сост. С.В.Мироненко. – М., 2009. С. 119.
[12] Волкова И.В. История России с древности до наших дней. – М.: Высшая школа, 2007. С. 110.