Юридическая природа и правовой режим космического пространства и небесных тел

Нормы, определяющие юридическую природу и правовой режим космического пространства и небесных тел" преимущественно содержатся в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

В Договоре по космосу 1967 г. почти во всех статьях используется термин "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела". Из этого можно сделать вывод, что юридическая природа и правовой режим космического пространства и небесных тел с положениями Договора 1967 г. во многом похожи. В этом документе нет определения понятия "небесное тело". Принято считать, что это понятие охватывает естественные космические тела типа Луны, планет, астероидов.

в Соответствии с нормами международного права космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, по юридической природе является международной территорией общего пользования, на которую не распространяется суверенитет ни одного государства. Он не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни в любой другой способ. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами и являются достоянием всего человечества. В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран.

Однако в правовом режиме космического пространства есть некоторые отличия, по сравнению с правовым режимом небесных тел. Так, последние должны использоваться исключительно с мирной целью. На них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение маневров. Другими словами, относительно Луны и небесных тел установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации, тогда как космическое пространство имеет режим частичной демилитаризации: вывод на космические орбиты объектов с обычным оружием не запрещено. С окончанием холодной войны сложились благоприятные условия для распространения режима полной демилитаризации и нейтрализации и на космическое пространство. Эти благоприятные политические возможности необходимо воплотить в соответствующие международно-правовые нормы.

В Соглашении о луне 1979 г. Месяц и его ресурсы объявлены общим наследием человечества. Государства - участницы Соглашения 1979 г. взяли на себя обязательство установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной.

Сегодня нет конвенционной нормы, которая бы определяла параметры границы между воздушным пространством государств и космосом. Сформировался международный обычай, согласно которому космическое пространство начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря, то есть с высоты минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли. Вопрос о границе между воздушным пространством и космосом является весьма важным, поскольку разведывательная деятельность, осуществляемая государствами из космоса, правомерна, а аналогичная деятельность в воздушном пространстве любого государства является грубым нарушение ее суверенитета.

нельзя признать отвечающими международному праву, претензии некоторых экваториальных государств на сегменты геостационарной орбиты, соответствующие их территориям. Эти претензии противоречат принципу непривласнення космического пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: