Идея свободы и независимости в республиканском Риме

Респу́блика — историческая эпоха Древнего Рима (509-27 года до н.э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей, царской эпохи) элементы.

Понятие свободы, независимости (“liberty”, “freedom”) имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы говорим о свободе вероисповедания, свободе слова — устного и письменного, свободе объединений и участия в политической деятельности. Все шире употребляются понятия экономической независимости, свободы от нужды, свободы национального самоопределения

Истоки свободы обычно ищут в древнегреческих городах-государствах и Римской республике. Вместе с тем, свобода в этих государствах сочеталась с имперской завоевательной политикой. Свобода своего собственного государства отнюдь не исключала отрицания свободы других государств. Понятие свободы включало в себя также свободу от деспотической власти — такой, какую имел хозяин над своим рабом. Сопоставление с деспотической властью важно для понимания античных представлений о свободе, согласно которым свобода прежде всего определялась статусом человека: свободный человек и — как противоположность ему — раб. Состояние свободы предполагало для человека целый ряд возможностей, в частности, возможность владеть рабами. Быть свободным означало возможность — и даже обязанность — участвовать в политической жизни.

Выраженный политический аспект концепции свободы в античном мире резко контрастирует с современным взглядами, делающими упор на свободу личности от политического контроля и вмешательства. Для римлянина свобода представлялась вполне совместимой с властью общества над личностью, если это власть, осуществляемая в соответствии с законом, а не по воле деспота. Аналогично, смысл свободы усматривался в первую очередь в ее полезности для общества, а не в значении ее для личности.

Римская культура развивалась на базе античной общины Порядок этой общины определял набор и содержание основных ценностей, которыми должны были руководствоваться ее члены Основные ценности римлянина такие:

- идея значимости и единства общества;

- связь блага отдельной личности с благом всего коллектива;

- обязанность каждого гражданина - служба родине;

- верховная власть принадлежит народу, приоритет республиканских порядков над тиранией;

- идея свободы и независимости для Рима и его граждан;

- идея связи общины с богами и героями, которые представлялись и членами.

В римской общине правоспособность гражданина в частно-правовой сфере состояла из трех статусов — свободы, гражданства и семьи. Следует отметить, что именно в Древнем Риме возникло понимание права как формы и гаранта индивидуальной свободы и независимости.

Бином leges libertasque, т. е. законы и свобода, означал «конституцию» Римской республики, а выражение libera lex, т. е. открытый закон, — права и привилегии гражданина.

Значительную массу граждан римского общества, ставших классическими образцами античной крестьянской республики, составляли средние и мелкие общинники. Они были единственным источником и власти, и права, утверждая путем голосования кандидатов на общественные должности и все законопроекты. Дабы избежать давления на голосующих, в Риме во II в. до н. э. было введено тайное письменное голосование с помощью покрытых воском табличек, на которых стилем были процарапаны начальные буквы имени кандидата или выражали отношение к предложенному законопроекту (ненужные буквы затирались рукой). Таким образом, народное собрание — сход всех граждан, оно воплощало суверенитет античной гражданской общины, концентрируя важнейшие законодательные функции. Исполняли принятые собранием решения сами граждане, поочередно избираясь в магистратские коллегии, совет и массовый народный суд.

Народовластие (греч. демократия) и самоуправление (греч. автономия) стали главным достижением этой простой формы государственности.

Именно в античности впервые сформировалась фигура лидера — государственного деятеля и законодателя, политика и военачальника

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н. э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н. э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых её городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: