
Вид сопряжения характеризуется величиной бокового зазора
.
Боковой зазор
− это зазор между боковыми нерабочими профилями зубьев. Он рассматривается в направлении, перпендикулярном боковым поверхностям зубьев в плоскости, касательной к начальным окружностям. Боковой зазор необходим для размещения смазки, компенсации температурных деформаций, погрешностей изготовления и сборки зубчатых колес и др.
,
где
− это часть бокового зазора, предусмотренная для компенсации температурных деформаций;
− часть бокового зазора, предусмотренная для размещения смазки.
,
где
− межосевое расстояние;
и
− коэффициенты линейного расширения материалов зубчатых колес и корпуса;
и
− отличие температуры от нормальной для зубчатых колес и корпуса;
− угол зацепления.
, мкм,
где m – это модуль в миллиметрах; 10 – для тихоходной передачи; 30 – для быстроходной передачи.
Для обеспечения нормальной работы передачи необходимо гарантировать наименьшую величину бокового зазора. Стандартами устанавливают гарантированный боковой зазор
и допуск на боковой зазор
. В зависимости от величины бокового зазора
установлено шесть видов сопряжений зубчатых колес:
А – с увеличенным гарантированным боковым зазором;
B − с нормальным гарантированным боковым зазором;
C − с уменьшенным гарантированным боковым зазором;
D − с малым гарантированным боковым зазором;
E − с весьма малым гарантированным боковым зазором;
H − с нулевым гарантированным боковым зазором;
а также восемь видов допуска на боковой зазор:
a − А; b − B; c − C; d − D; h − E, H; z, y, x.
Допускается комбинировать вид сопряжения и допуск, используя в том числе z, y, x.

Боковой зазор создается путем смещения исходного контура (зуборезного инструмента) при нарезании зубчатых колес в радиальном направлении к центру колеса.

− смещение исходного контура.
В ГОСТе устанавливается наименьшее смещение исходного контура
и
.