Лекция 15. Классификация зубчатых передач

Классификация зубчатых передач

ЛЕКЦИЯ 14

Уравнительное смещение

Из схемы эвольвентного зацепления

.

Из схемы станочного зацепления были получены формулы для нахождения радиуса окружности вершин и впадин

Подставим

и, после преобразований, получим.

Цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи в зависимости от величины воспринимаемого смещения классифицируются следующим образом.

  нулевые или равносмещенные (составленные из зубчатых колес без смещения или с равными, но противоположными по знаку смещениями) x1 = x2 = 0 или x1 = - x2, D1 = D2 = 0 или D1 = - D2, y×m = 0, y = 0, aw= a = r1 + r2, aw = a; Передача наиболее универсальная, обладает полной взаимозаменяемостью колес.
положительные (составленные из колес с положительными смещениями или когда положительное смещение одного колеса больше отрицательного смещения другого) x1 > 0, x2 > 0 или x1 > | - x2 |, D1 > 0, D2 > 0 или D1 > | - D2 |, y×m > 0, y > 0, aw> a, aw > a; Передача силовая, за счет более прочных зубьев может передавать значительные моменты.
отрицательные (составленные из колес с отрицательными смещениями или когда отрицательное смещение одного колеса больше положительного смещения другого) x1 <, x2 < 0 или x1 < |- x2 |, D1 < 0, D2 < 0 или D1 < | - D2 |, y×m < 0, y < 0, aw< a, aw < a. Передача обладает компактностью.

Понятие о блокирующем контуре зубчатой передачи

При проектировании зубчатой передачи необходимо решить несколько задач:

- выбрать тип зубчатого механизма, его передаточное отношение и числа зубьев колес;

- провести проектный прочностной расчет механизма и определить величину межосевого расстояния или модуль зубчатых колес (модуль зубчатых колес округляется до ближайшей величины из стандартного ряда модулей);

- провести геометрический расчет зубчатой передачи для выбранных коэффициентов смещения исходного контура, которые обеспечивают исключение подрезания, срезания и заострения зубьев колес и благоприятное или оптимальное сочетание качественных показателей зубчатой передачи.

Для эвольвентных зубчатых передач, по предложению М.Б. Громана, область сочетаний коэффициентов смещений зубчатых колес x1 и x2, удовлетворяющих ограничениям по срезанию в станочном зацеплении, заострению, заклиниванию в зацеплении эвольвент и на переходных кривых, по допустимым минимальным или максимальным значениям качественных показателей, называют блокирующим контуром. Границы блокирующего контура отсекают те значения коэффициентов смещения, которые недопустимы по указанным условиям. Значения, расположенные внутри контура, допустимы, но каждой паре коэффициентов смещения соответствует свое сочетание качественных показателей. Для выбора коэффициентов смещения на блокирующий контур наносятся изолинии качественных показателей, с использованием которых внутри контура выбираются коэффициенты смещения с оптимальным сочетанием качественных показателей. И.И. Болотовским и его сотрудниками созданы справочники, которые содержат блокирующие контуры для большого числа зубчатых передач. Построение блокирующего контура является трудоемкой вычислительной задачей и требует значительных затрат даже при применении ЭВМ. В настоящее время, с ростом производительности компьютеров, появляется возможность геометрического синтеза оптимальных зубчатых передач без предварительного построения блокирующего контура.

  На рис. ограничивающие линии блокирующего контура: 1 - коэффициент торцевого перекрытия ea =1; 2 - толщина зуба колеса z1 по окружности вершин sa1 = 0; 3 - допустимое подрезание колеса z2; 4 - допустимое подрезание колеса z1; 5 - интерференция или заклинивание с переходной кривой колеса z2. Линии качественных показателей: 6 - линия sa2 = 0.25m; 7 - линия sa2 = 0.4m; 8 - линия выровненных удельных скольженийl1=l2; 9 - линия sa1 = 0.4m; 10 - линия sa1 = 0.25m; 11 - линия x2 = x2min; 12 - линия x1 = x1min; 13 - линия ea = 1.2.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: