Функция анализа занимает принципиально важное место в осуществлении управленческого цикла. Результаты анализа являются основой для выработки управленческих решений и их последующей реализации.
Рассмотренный выше план-фактный контроль (анализ) решает задачи текущего оперативного управления в бюджетировании. Его основное назначение состоит в мониторинге показателей текущего периода с целью оценки степени соответствия достигнутых параметров деятельности запланированным. Такой анализ дает возможность принятия оперативных управленческих решений по корректировке краткосрочных целей и регулированию хода бюджетного процесса. Однако план-фактный анализ охватывает только часть задач бюджетного управления. Решения по управленческому воздействию, принятые на основе такого анализа, носят частный характер и не позволяют комплексно оценить деятельности предприятия с позиций ее результативности, успешности и развития.
Такую информацию может дать финансово-экономический анализ, заключающийся в определении и оценке некоторого комплекса специфических показателей (как абсолютных, так и относительных), которые характеризуют различные стороны производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия в целом.
Ключевые задачи финансового анализа на предприятии состоят в следующем:
- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, деловой и рыночной активности субъекта хозяйствования;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущий период;
- подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой деятельности;
- поиск и мобилизация резервов улучшения финансово-экономической деятельности предприятия.
Следует заметить, что источниками исходной информации для проведения финансово-экономического анализа, главным образом, служат данные финансовых бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и бюджета бухгалтерского баланса.
В системе бюджетирования исследованию и оценке подлежат как плановые, так и фактические показатели. После формирования финансовых бюджетов должен быть проведен финансово-экономический анализ по плановым данным. Если результаты этого анализа оказываются неудовлетворительными, бюджеты должны быть пересмотрены. Результаты фактического финансового анализа сравниваются с запланированными, а также с фактическими показателями предыдущих периодов. Таким образом, с одной стороны, выявляется степень достижения запланированного уровня финансового состояния, а с другой стороны, определяется его динамическое изменение (развитие) во времени.
Важной методологический проблемой при проведении финансово-экономического анализа является выбор комплекса показателей для оценки. В теории финансового анализа разработано несколько сотен показателей диагностической оценки, однако, на практике целесообразно применение гораздо более ограниченного круга показателей, выступающих целевыми ориентирами деятельности.
Это объясняется следующими причинами:
а) объем внимания руководителя или аналитика ограничен и не позволяет идентифицировать и осмыслить информацию о чрезмерно большом количестве показателей;
б) многие показатели являются частными случаями более общих параметров и поэтому характеризуют те же самые стороны и тенденции деятельности и не позволяют сделать никаких качественно новых оценок и выводов;
в) длинный перечень показателей с большой вероятностью будет содержать показатели, имеющие разнонаправленную динамику, и не позволит однозначно определить тенденцию положения предприятия;
г) эффективно управляемое предприятие имеет конкретную ограниченную систему целей (в том числе, финансовых), оценить достижение которых можно через соответствующий им ограниченный набор показателей. Таким образом, остальные показатели несут излишнюю для управления информацию и только усложняют процесс сбора и обработки данных.
С учетом вышеизложенного в системе бюджетирования целесообразным представляется проведение диагностического анализа на основе показателей финансового состояния предприятия, представляющего собой ядро финансово-экономического анализа.






