Джеймс Фенимор Купер

James Fenimore Cooper (1789-1851)

Жизнь в США развивалась столь стремительно, взаимоотношения людей изменялись столь разительно, что романтическая литература с ее эстетикой отразить эту жизнь не могла.

Литература нуждалась в другом жанре – романе, причем на базе американской жизни. Ведь романтики ориентировались больше на европейскую литературу.

Третьим основателем национальной литературы, основателем жанра американского романа-эпопеи стал Д.Ф. Купер. Он родился в Нью-Джерси в семье судьи и был 12-ым из 13 детей.

Он получил домашнее образование, но из университета был исключен за плохое поведение. Несколько лет, пироведенных на флоте, обогатили его жизненным опытом.

Оставленное отцом наследство позволило ему оставить флот и заняться тем, что стало смыслом его жизни – запечатлеть историю своей страны, ее развитие и особенности.

Роман «Шпион» (1821) сделал Купера знаменитым. За свою жизнь он создал 32 романа, 10 томов описаний путешествий по Франции, Англии, германии, Швейцарии, Италии, Швеции, в которых он изобразил природу, быт и нравы, искусство и историю этих стран. Еще он написал несколько томов публицистики, «Историю флота США».

Что касается жанра романа, то разнообразию внутри этого жанра можно позавидовать. Судите сами: исторический роман (Шпион, Осада Бостона), морской роман (Лоцман, Красный Корсар), нравоописательный роман (Домой, Дома), приключенческий роман (пенталогия о Кожаном Чулке), роман-памфлет (Моникины), утопический роман (Кратер).

Но все эти романы имели общую черту: они социальны и историчны. Купер затрагивал насущные проблемы – личность и общество, человек и природа, белые и краснокожие, цивилизация и «дикарь»,

Купер поэтизировал лучшие черты человека: высокий патриотизм, бескорыстие, трудолюбие и верил, что все неизменное преходяще.

Сам автор справедливо предвидел: «Если какому-либо произведению, вышедшему из-под этого пера, суждено пережить себя, так это романы о Кожаном Чулке». Так и случилось. При упоминании имени Д.Ф.Купера на ум приходят его романы «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Добавить можно и роман «Шпион», тоже очень любимый читателями.

Купер старался быть объективным. Он не уходил от жестокости белых, но и не идеализировал индейцев. Как среди одних, так и среди других были свои герои и негодяи.

После смерти великого летописца обещали поставить памятник. Денег не нашлось. Через несколько лет поставили, но «Кожаному Чулку».

Лекция 2. Литература аболиционизма

В XIX веке Америка имела имидж страны Эльдорадо, страны с неограниченными возможностями, свободой. Современной технологией, развитой индустрией и сельским хозяйством.

Но было на этом светлом образе одно большое черное пятно – рабство. На Юге – плантации, тысячи рабов, их страшные судьбы, моральные и физические страдания, разрушенные семьи.

Передовые люди США подняли голос против рабства. Большая роль принадлежала писателям. Поэты Джон Уитьер, Джеймс Лоуэлл и. конечно, Генри Лонгфелло, который не мог стоять в стороне. Его «Песни о рабстве», где он ясно выражал свое негативное отношение к рабству и с пониманием описал тяжелую долю рабов, были очень смелыми. Особенно трогательно стихотворение «Сон невольника» о тоске по родному дому там, в Нигере, где был он царем, имел красавицу жену и детей и был свободным.

Стихотворение «Невольник в Черном болоте» о том, как старый негр, клейменный и изувеченный, делает попытку бежать, но шансов нет. Он обречен.

Хотя Лонгфелло не призывает к восстанию рабов открыто, но достаточно было прочитать его стихотворения «Полночная песнь раба», «Квартеронка», «Предостережение», чтобы у многих людей на Севере и реже на Юге начинала просыпаться совесть. Поэт делает попытку образумить плантаторов и работорговцев, чтобы предотвратить кровопролитную войну. Но увы!

Гражданская война Севера и Юга 91861-1869) уничтожила рабство, но очень дорогой ценой досталась свобода. Еще более 100 лет афро-американцы вместе с прогрессивно мыслящими белыми боролись за равноправие. То, что в XXI веке президентом США стал темнокожий – огромная победа всего американского народа.

Недаром Лонгфелло почтил память погибших в Гражданской войне и выразил восхищение их подвигом в стихотворении «День памяти павших в Гражданской войне». «Песни о рабстве» внесли большой вклад в изменение сознания американцев.

Помимо поэзии тема рабства нашла свое отражение и в прозе. Одним из писателей был Ричард Хилдрет (1807-1865), широко образованный адвокат из Бостона. Приникнув к Республиканской партии, он хорошо узнал изнанку политической жизни США. Хилдрет выработал твердую позицию борьбы с расизмом. Увидев во Флориде Ужасающую картину рабства, он написал повесть «Раб или записки Арчи Мура» (1836), направленную против рабства. Но самым значительным произведением на эту тему стал его роман «Белый раб» (1852), которым зачитывались как на Севере, так и на Юге. Это был первый опыт социального романа, который повествует о судьбе раба-квартерона, образованного, стоящего на голову выше плантаторов, сохранившего человеческое достоинство несмотря на невыразимые страдания и невзгоды.

Книга имела огромный политический резонанс и написана на высоком художественном уровне.

Традиционно считается, что самым важным произведением аболиционистской литературы является книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852). Недаром бытует фраза об авторе ее: «Маленькая женщина, развязавшая большую войну» (А. Линкольн).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: