Введение

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

§ ГМ - головной мозг

§ ИС – исключительные состояния

§ ИУ - исправительное учреждение

§ КСППЭ - комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза

§ МДП - маниакально-депрессивный психоз (по МКБ-10 – биполярное расстройство)

§ МКБ-10 - Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (2002 г.)

§ МЛС - места лишения свободы

§ ООД - общественно-опасные деяния

§ ПАВ - психоактивное вещество

§ ПАЛ – противоалкогольное лечение

§ ПБ – психиатрическая больница

§ ППС – патологическое просоночное состояние

§ РЗЛ - расстройство зрелой личности

§ РКЗ – «реакция короткого замыкания»

§ РС – реактивные состояния

§ СПЭ - судебно-психиатрическая экспертиза

§ ССС – сумеречное состояние сознания

§ ЦНС – центральная нервная система

§ ЧМТ - черепно-мозговая травма

Введение

С давних времён были известны лица, которые по своему странному поведению отличались от остальных. Средневековые летописи описывают такие болезни как «кручина», «беснование», «падучая» и «лютый недуг». Помощь больным с этими нарушениями психики оказывалась врачевателями монастырей и представляла изоляцию душевнобольных от общества. Среди монастырских строений обычно имелась «крепкая темница», куда помещали беспокойных психических больных («бесных»). Это были первые попытки оградить общество от возможных противоправных действий с их стороны и по отношению к ним.

В процессе становления и последующего развития государства его функция «защиты» применительно к психиатрии всегда была двуедина: она защищала интересы как больного, так и общества. В данном случае постоянно существовало противоречие из-за несовпадения личных и общественных интересов, что, тем не менее, не означало их полной противоположности. С целью избежать социально-опасных последствий поведения психоаномальных лиц, государство всегда пыталось как-то оградить душевнобольных от здоровых лиц, одновременно стараясь, насколько позволяла реальная ситуация, не ущемлять их права. Возникновение судебной психиатрии как отрасли психиатрии произошло из-за потребности государства в правильной оценке психического состояния лиц, совершивших общественно-опасные деяния, что в итоге отределяло степень их ответственности перед законом.

Судебная психиатрия, не являясь отраслью правовой науки, является одной из важнейших дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях юридического профиля. Её изучение входит в образовательный стандарт всших учебных заведений по специальности 1-23 01 02 «Правоведение». Будущим юристам «судебно-психиатрическая грамотность» необходима по многим причинам. Им предстоит участвовать в решении главного вопроса: «Кто перед ними, преступник или душевнобольной?». От этого будет зависить дальнейшая судьба человека, который может оказаться как в местах лишения свободы, так и на психиатрической больничной койке с реальной перспективой выздоровления. Что же дают будущему специалисту знания по судебной психиатрии? Во-первых, он сможет своевременно и профессионально поставить вопрос о проведении судебно-психиатрической экспертизы в отношении участников уголовного процесса, во-вторых, полученные знания позволят ему полноценно подготовить материалы дела для этой экспертизы, в-третьих, без глубоких знаний основ судебной психиатрии он может просто не понять содержания заключения судебно-психиатрической экспертизы.

На современном этапе развития общества проблема психических расстройств продолжает оставаться актуальной. По данным ВОЗ число людей в мире, имеющих проблемы психического здоровья, составляет более 650,0 млн. человек и неуклонно увеличивается с каждым годом. Этико-правовые проблемы современной психиатрии ещё более расширились: существенно увеличился круг лиц и явлений психической жизни; диагноз «психическое расстройство» по-прежнему несёт негативную социально-этическую нагрузку; совершение ООД отдельными категориями больных с психическими расстройствами требует применения к некоторым из них недобровольных мер безопасности и лечения; круг больных с нарушениями психики стал более разнообразен, а некоторые из них по своему психическому развитию даже не уступают психиатру-наркологу, что позволяет осознанно планировать и совершать преступления.

Анализ последних событий, происходящих в мире, подтверждает возможность совершения жестоких, ни чем не объяснимых, преступлений лицами с психическими расстройствами – это случаи массовых немотивированных убийств ни в чём не повинных людей в Норвегии, расстрелы школьников в американских школах, учащение случаев педофилии в Европе, в том числе и среди священнослужителей Италии, захваты заложников для сексуального рабства в России и др.

Всё вышесказанное определяет прикладной характер судебной психиатрии, а её изучение соответствующим духу времени и потребностям правоохранительной науки и практики. Цикл лекций может быть полезным студентам юридических и медицинских ВУЗов, психиатрам-наркологам и психологам, работникам системы образования и социального обеспечения.

Лекция №1: «История и содержание судебной психиатрии. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы».

Вопросы:

1. Исторические аспекты возникновения и формирования судебной психиатрии как науки.

2. Объект, предмет, содержание и задачи судебной психиатрии.

3. Особенности профессиональной деятельности государственных медицинских судебных психиатров-экспертов.

4. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы.

5. Заключение судебно-психиатрической экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: