Таро, как игра в бисер

ТАРО ТОТА. Опыт толкования старших Арканов

Олег Шишков

Лекция 0

Таро, как игра в бисер

Есть невидимые грани - что незримо делят мир,

И они имеют цвет и вкус и звук,

Если тронешь хоть одну - мир как арфа зазвенит,

И рассыплется созвучьями вокруг"

(Башня Rowan "Зерна")

Ещё в 16 лет, прочитав бессмертное произведение Германа Гессе "Игра в бисер", я заболел Касталией. Словно одержимый, я искал пути в эту страну, где люди превзошедшие человеческое, услаждали свой дух таинственной игрою в бисер. Но что это за игра? Каковы её правила? И за каким углом откроется зелёная дверь ведущая в вечную Касталию. Уж я то эту дверь не упущу, думал я в те годы. И, когда пришло время, действительно не упустил.

Вся информация, которую давал Герман Гессе, сводилась к тому, что игра в бисер, это совершенно особая работа с соответствиями, спряжение по принципу подобие разрозненных творений человеческого духа. Эти соответствия пронизывает всё где дышит человеческий дух, а как известно дух дышит где хочет, а потому всё от религии до науки; от музыки до математики, входят в сферу игры в бисер. По мере совершенствования своего познания, я разгадал один интересный намёк Гессе, где он говорил о "базельском шутнике", одинаково влюблённым в музыку и математику, и заложившего основу будущей игры в бисер. Речь здесь несомненно шла о Юнге, а в качестве базовых начал игры выступали открытые им архетипы, понимание действия которых сделало вывело психологию из границ психиатрии и распространило её на все сферы человеческой деятельности. Архетипы лежат в основе восприятия себя и мира, а значит и являются теми универсалиями королевской игры.

Однако со временем, я стал приходить в уныние, ибо всё современное психологическое сообщество, увы, весьма далеко от идеалов Касталии. Практицизм и ещё раз практицизм, вот что я встречал в ценностях современных психологов. Полная завязка на мир, власть Малкута, Во всём и везде - праведная середина, серость, вот позиция современной психологии с их идеалом "адекватности". Нет тут ни мятежа Ибсеновских "скалолазов" а ни внутреннего странствия алхимиков, которое достойно продолжил и вывел на иной уровень Юнг. Непроглядная тьма ночи или ослепительный свет полуденного солнца, одинаково мне милы - лишь сумеречный притупленный идеал серой адекватности вызывает чувство близкое к брезгливости. Если, читая "Игру в бисер" я сокрушался по поводу последнего поступка Кнехта - ухода из Касталии, то разве мог я принять эту унылую позицию современной психологии?

Мне приходилось общаться и с юнгианцами, и когда речь шла о практической стороне учения мы прекрасно друг друга понимали, но если доходило до вопроса мировоззрения, то невидимая пропасть развертывалась между мной и собеседниками. В тот период я хотел создать своё юнгианство, подвергнуть наследие Юнга полному переосмыслению за рамках психиатрии в соответствии с касталийскими идеалами, но что и говорить - эта задача оказалась мне не по плечу, да и как будто не хватало мне какого то маленького элемента, который позволил бы это сделать.

В юнгианской системе было все, кроме фиксированной системы, которую можно было чётко наложить как предполагаемые правила королевской игры. Юнг открыл столько, сколько до него ещё не открывал никто, но единственного чего ему не хватало это чётких инструкций, которые можно было бы наложить на игру. За это время я входил в контакт с совершенно разными организациями психологического и оккультного направления, но мало где оставался дольше месяца, всюду либо торжествовал пошлый практицизм либо истерический невроз. Словно удар молнии было для меня прочтение святой Книги Закона, которая открыла мне свою силу. До того, как я умом узнал о её значении для наступившего Эона и чудесную историю её получения я уже знал, что это необычная книга, одно прочтение которой вызвало у меня колоссальные психологические изменения, описанные в другой работе. Я не колеблясь принял святой закон Телемы, ещё не подозревая о том, что именно здесь откроется мне Касталия и здесь я найду ключи к великой игре в бисер.

Инсайт наступил у меня когда я в первый раз стал работать с колодой Алистера Кроули. До этого конечно же мне не раз приходилось соприкасаться с Таро, но тогда Таро было для меня одной из гадательных систем, а ныне предо мной отрывалась ослепительная вселенная.

Каждой клеткой я постиг 78 кефлан "Книги лжей":

Великое колесо сансары.

Колесо закона.

Колесо Таро.

Колесо зодиака. Колесо жизни.

Все эти колёса суть одно; однако по настоящему помочь тебе может лишь колесо Таро.

Медитируй же человече над этим колесом чаще шире и глубже, вращая его в душе своей!

Ощути как из одной карты неизбежно следует другая, в неизменной последовательности от Шута до десятки кругов.

Уяснив же (смысл) Колеса Судьбы, ты ощутишь ТУ волю, которая приводит его в движение (у движения же нет ни начала ни конца).

И - смотри! - вот ты и перешел через Бездну.

Не правда ли впечатляюще!? Нетрудно понять, что в нашей душе, находится это колесо и постижение Таро, на высоком уровне это постижение глубочайших механизмов, которые находятся в основе корне психики.

В своей первой работе по Таро, не имея практически никаких знаний, я умудрился заново отрыть ряд велосипедов, и в то же время допустить ряд ошибок. Окончательным прорывом был момент когда я наконец смог понять суть таблиц Кроули Liber 777, в которых я нашел то что так давно искал - ту самую базу для королевской игры в бисер.

Кого-то может удивить, что я практически уравниваю Магию и Игру в бисер, но посмотрите - определение Магии как работы с соответствиями практически идентично самой идее Игры - дорого я бы отдал понимал ли об этом сам Гессе. И основным ключом к этой игре было Таро.

Когда я принял посвящение, в О.Т.О. в первую степень, перед каждым посвященным встал вопрос о необходимости приложить все свои силы к исследованию одного из направлений западной магической традиции - для меня сомнений не было - я погрузился в мир Таро.

В своих исследованиях основное внимание я уделяю экзистенциальной сердцевине больших арканов Таро ибо это и есть те самые "невидимые грани", которые "незримо делят мир". Приблизиться к постижению этих граней возможно не напрямую ибо как доказал Юнг, архетип сам по себе непознаваем, а через размышления над соответствиями, размышление, которое ближе к медитации. Уделено определённое значение и классической функции Таро - гаданию. В дальнейшем слово "гадание", заменено на более удачное определение "дивинация", дабы избегнуть ложных ассоциативных цепочек, и благородное искусство дивинации не отождествлялось, пусть даже бессознательно с простонародным гаданием, которое как известно умеют даже цыгане.

Прежде чем приступать к рассмотрению конкретных арканов, необходимо уделить внимание общим вопросам, дабы сам принцип работы с Таро был понятен. Понимание - главное условие королевской игры - известно, что даже варварские имена, тайные магические формулы Кроули подвергал самому тщательному анализу, и в этом есть суть магии нового Эона, магии которая так близка к Игре в Бисер. Таро - по своему духу родственна Меркурию - богу игры и парадокса. Он - бог воров и мошенников (не случайно, малый аркан Таро стал игральной колодой, стоившей жизни не одному проигравшемуся в пух и прах джентльмену), но и бог высочайших мистических откровений, и высшей тайны - тайны гнозиса. Он - вне морали и правил, бог игры танца и совершенного сияния. Тем, кому строгость важнее игры, конкретика определённости ближе тонкой игры парадоксального знания, а логика превалирует над эстетикой, лучше работать с рунами. Таро тем счастливцам, для кого игра нюансов стоит выше дуализма и иерархичности.

Рассмотрим архетип Меркурия, поскольку при работе с Таро, это пожалуй центральный архетип. Меркурий - самая маленькая планета в солнечной системе, при этом имеющая самую высокую скорость вращения. Потому Меркурий можно соотнести с принципом динамики и скорости, как таковой. На Олимпе Меркурий выполнял роль посланца богов и проводника душ, его стихия - воздух, ибо он обладатель крылатых сандалий. Наиболее динамичный возраст в жизни человека - юность, потому Меркурий будет соответствовать именно юности. Если в крупном бизнесе требуется обстоятельность, анализ, то в малом - мобильность, динамика и умение "чувствовать игру" потому Меркурий будет соответствовать также и мелкому бизнесу, включая даже какие либо торговые мошенничества. Металл Меркурия - ртуть наиболее подвижный из всех металлов, а потому именно ртуть является выразителем Меркурия в мире металлов. Кроме того, для средневекового человека ртуть как таковая, представляла собой парадокс природы - она была одновременно и металлом, и жидкостью, потому все парадоксальные определения принадлежат меркурию. Мышление линейное будет соответствовать Марсу или Солнцу, или Юпитеру, но мышление парадоксальная, игра мысли, коаны и софизмы - это всецело сфера Меркурия. Надо ли объяснять, почему я считаю Меркурия своим покровителем. Но Меркурий как принцип динамики не только связан с её внешними формами, но и суть изначальный перводвижитель бытия, источник большого взрыва - предельно динамического акта, а потому будучи одновременно богом мирской хитрости и игры, Меркурий является и дарителем высших откровений. Достаточно вспомнить, что одним из глубочайших оккультных учений древности - герметизм, чтобы в этом убедится. Волшебник Мерлин, это изменённое Меркулин, то есть Меркурий алхимиков, а одним из свойств Меркурия к тому же является андрогинность. Андрогинность символизирует объединение противоположных начал, в одной природе - мужское и женское, это и разум и чувства, и рационально е и иррациональное и наука и эстетика. Меркурианский тип, находится посередине между крайностями, и ему чужда наивное деление мира на добро и зло - он и там и тут. Ниже я приведу цитату из работы Карла Юнга "Дух Меркурия", которую я рекомендую для внимательного ознакомления всякому, кто желает, глубже изучить этот вопрос:

"- она (то есть ртуть - сила Меркурия) состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

- она материальна и духовна;

- она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

- она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый Трикстор; наконец, отражение Бога в матери природе;

- она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; "...в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой - индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное". (Юнг "Дух меркурия"). Неудивительно, что большинство карт большого аркана, соответствуют Меркурию.

Это принципиальное "меркурианство" Таро должно быть предельно осмыслено всяким кто начинает работать с этой системой, в противном случае он только потеряет время. Прежде чем приступить к работе с Таро, необходимо расстаться с иллюзией, что каждая карта имеет только один, исключительно "правильный" "конкретный" смысл. Большинство справочников по Таро следует просто выкинуть на помойку, ибо они и близко не подводят к осмыслению сути незримой грани, которая стоит за каждым образом козыря. Единственным известным мне исключением является "Книга Тота" Алистера Кроули, на которой и базируются эти лекции. Но даже и здесь, оттолкнувшись от мудрости "Книги Тота" основным мерилом для вас должен быть прежде всего личный опыт, который обретается посредством длительной серии экспериментов. Необходимо помнить слова Кроули, которые особенно применимы к Таро в силу их меркурианской природы: "Более того: хотя мы берем на себя смелость заявить, что данные основные сведения истинны для всего Человечества, данный конкретный Маг может оказаться тем единственным человеком, для которого они ложны. Ведь даже красное знамя кажется красным не всем: всегда найдутся такие, кому оно кажется зеленым. Но каждый человек - звезда, и то, что зелено для него - зелено воистину. И присоединившись к толпе, считающей это знамя красным, не сломает ли он свой Посох Истины, который служит ему опорой"? (Кроули "Заметки о природе астрального плана"). На этот счёт мне вспоминается один любопытный эпизод из личного опыта: несмотря на то, что все известные на тот момент справочники в один голос, утверждали что "Вселенная" это прекрасная карта, практически лишенная негативных значений" - я интуитивно этой карты несколько побаивался, и считал её появление в раскладах предвестником неприятностей. Только потом я узнал, что она связана с одним из самых тяжелых путей на древе пути тау-креста, над которым главенствует Сатурн. После этого открытия всё стало понятно.

В основе психики каждого из нас находится архетип, который можно соотнести с одним из больших арканов Таро. Сложность постижения Таро, прежде всего в том, что каждый человек, детерминирован своим единственным архетипом, и воспринимает мир сквозь только его призму. Потому до конца понять и прочувствовать суть каждого из 22 арканов никто из людей не способен по определению. Попробую объяснить, что я имею в виду на более простом примере. Как уже говорилось в прошлых лекциях, алхимия, астрология, являются проекцией содержаний психики коллективного бессознательного на химическую реакцию, либо на небо. Насколько эта проекция имеет под собой реальную основу, и влияют именно звёзды, это вопрос дискуссионный, и по сути недоказуемый, но по сути этот вопрос лишен смысла - каждый из нас нормально пользуется зеркалом, понимая что отражение в нём это не я сам, а только отражение. Как говорил Кроули - главный критерий - целесообразность.

Прежде чем приступать к арканам Таро, необходимо поговорить о более простых архитепических компонентах - планетарных и стихийных символах. Все эти сведения уже много веков содержаться в книгах по магии, нам лишь необходимо отбросив предубеждения и страхи, рассмотреть эти прекрасные описания, как психологическое явление.

Как известно древние верили что планеты обладают свои характером, которые соотносимы с богами, именами которых планеты были названы. Выше мы уже рассмотрели "характер" одной из планет - "Меркурия". Немногие знают, что соответствия проводились не только с богами, но и с цветами, металлами, растениями, и ещё много с чем. Эти соответствия накапливались на протяжении человеческой истории, но первым, кто дал им полную систематизацию был Алистер Кроули, в уже упомянутой Liber 777. В дальнейшем для удобства восприятия в начале каждой лекции, посвященной конкретному аркану, будут даны все основные соответствия из Liber 777.

Для неподготовленного человека принцип работы с соответствиями может показаться несколько сложным, но на самом деле в нём нет ничего, что бы выходило за пределы абсолютно разумного, научного подхода. Прежде чем приступать к достаточно сложной работе с соответствиями больших арканов, необходимо рассмотреть более простые элементы - планетарные силы.

Возьмём для примера Сатурн. Сатурн - самая дальняя (с позиции средневекового человека, когда и создавалась астрология), планета, а свинец - металл Сатурна, самый тяжелый металл, который к тому же при плавке выделяет ядовитые пары. Этих обстоятельств уже достаточно, чтобы связать сатурническое, или свинцовое с чем то тяжелым, инертным, мрачным, депрессивным. Свинец представляет с одной стороны начало пути, когда индивид должен преодолеть инерцию своего тела, и психики, а с другой стороны стадию "нигредо", когда достигнув необходимого самопознания, старое я, умирает и сознание погружается в крайнюю депрессию и тоску. Даже в разговорном языке, присутствуют такие понятия, как свинцовая тяжесть, свинцовая тоска, свинцовый туман, которые даже у далёкого от психологии и магии человека вызовут вполне конкретные ассоциации.

Также тем же методом аналогий, Сатурн связывается с сентексом, то есть стариком, и старостью как таковой, ибо вряд ли кто будет спорить с тем, что старость, является далеко не радостным периодом жизни. Круг легко замыкается, если мы вспомним, что именно старости присущ крайний консерватизм и инертность мышления, а Сатурн в качестве свинца персонифицирует инертность материи как таковой. К тому же Сатурн персонифицирует время, которая является "убийцей всего".

Таким образом, посредством проведения соответствий мы обнаружили достаточно цельный архетип, природу которого вы можете пережить медитируя над соответствиями. Сам архетип недоступен нашему восприятию, но посредством соответствий - архетипических образов, мы интуитивно постигаем его природу. Я привел несколько соответствий и у вас наверняка сложился вполне цельный образ, ибо как таковой архетип Сатурна присутствует в каждом из нас. После моего описания, вы испытывая определенные чувства или состояния, или общаясь с определённым человеком, можете классифицировать его как сатурнический. Согласитесь, в этом нет ничего сверхъестественного!

Хочу сразу сказать что как и всякий архетип Сатурн не является исключительно негативным. Частью испытаний, через которые должен пройти человек во имя Сатурна, является полный отказ от привычной жизни. Такова природа Сатурна. "Сатурн ослабляет энергию и энтузиазм, направленные на обычную жизнь, с тем чтобы на первый план выступила особая, непривычная, глубинная жизнь души". Иногда из контекста привычного, нормального существования нас вырывает болезнь, иногда - кризис иного рода. И это событие может распахнуть для нас врата в новое, гораздо более полное существование, - если мы не станем подавлять то новое, что откроется перед нами, и сумеем оценить его по достоинству. Иногда таким событием становится погружение в депрессию - состояние, которое также находится в ведении Сатурна. Депрессия - это реакция на маниакальную сверхактивность жизни современного человека и, по существу, смерть для воинствующего мира обыденности и буквализма. Чувство подавленности, угнетённости, "вся тяжесть свинца Сатурна" зачастую заставляет нас заглянуть внутрь себя и, отказавшись от непосредственной деятельности эго, обратиться к фантазии. И такой поворот необходим душе, ибо благодаря ему возникает то внутреннее психическое пространство, которое станет вместилищем глубоких раздумий, отражений и образов, где душа возрастает и крепнет, а поверхностные события теряют свою значимость.

Таким образом, амплифицируя образ Сатурна, мы находим, что при его цельности он имеет совершенно разные грани. Это и начальная стадия индивидуации, поскольку здесь вы впервые сталкиваетесь с инерцией своего тела и психики, которую надо преодолевать, это и стадия нигредо - смерти и разложения, эго, которая переживается на пути индивидуации практически перед новым рождением. Это образ старика, а в нашем сознании при слове старик могут появляются совершенно разные ассоциации - от мудрого старца, до старика Козлодоева. Консерватизм с одной стороны - бег времени с другой. Все эти противоположности относятся к архетипу Сатурна, ибо архетип в своей природе амбивалентен, то есть двойственен. Но, для того, чтобы наше познание стало глубже, нам необходимо познать нюансы, разделить этот архетип на составные части. Это и относится к арканам Таро, в которых Сатурн, как и другие планетарные архетипы представлены в разных, индивидуальных аспектах.

Противоположный Сатурну архетип - Юпитера. Юпитер в мифологии - царь богов, планета Юпитер - самая большая из планет, соответствие более чем понятное. Если Сатурн, есть сжатие, то Юпитер есть расширение и принцип экспансии изобилия. Щедрость и изобилие во всех проявлениях соответствует этому архетипу. Исходя из изобилия, мы делаем вывод, что, он покровительствует крупным бизнесменам, а из щедрости успеху. Расширение, могут иметь и теневую сторону - склонность к необдуманным растратам, а полнота и царственность - завышенную гордость. Из металлов Юпитеру соответствует Олово, поскольку большая часть принадлежностей пира (а пир, как апогея щедрости и изобилия) были в древности оловянными. При личном изучении далеко не все соответствия покажутся вам столь логичными и очевидными, как те, что я вам привёл, и только опыт учит находить в них логику и смысл. Например когда я неудачно работал с архетипом Венеры, в финале проекта, я получил ветрянку, а у человека на которого я работал, появилась беспричинная аллергическую сыпь. Случайно глянув в таблицы я обнаружил, что тёмной стороне этого пути с которым мы работали являются проблемы с кожей, чего мы до этого не знали. Подобные синхронизмы доказывают что система соответствий полностью работает, не зависимо от убеждений осознающего эго. В дальнейшем, когда мы будем разбирать арканы Таро, по отдельности мы ещё не раз, обратимся к этой системе, добавив в неё ещё несколько соответствий - из мира произведений искусства, которые помогут вам глубже понять экзистенциальную сердцевину данного аркана. Следующее что нам необходимо усвоить, это то, что в основе психики каждого человека находится тот или иной планетарный архетип. Кто-то по своей психики ближе к Марсу, кто-то к Меркурию, кто-то к Солнцу, кто-то к Луне. Этот базовый архетип, является чем-то вроде линзы, сквозь которую индивид воспринимает мир и себя. К примеру, для марсианского архетипа, реальность воспринимается сквозь идею борьбы, и эта идея будет присутствовать, и определять его восприятие даже там, где эта идея имеет второстепенное значение, а та и там, где и вовсе лишена смысла. Напротив - венерианский тип, воспринимает всё сквозь призму идеи любви - очевидно некоторые психологические методики, отрицающие существование тени, и объясняющие все субличности, как искажение блага, основываются на иллюзиях свойственных этому типу восприятия.

Я хочу обратить внимание на то, что этот базовый архетип не является приобретённым в результате воспитания, а находится в психике каждого человека изначально. Воспитание определяет только то, как этот архетип интегрируется в личность, и насколько он будет успешен, но ни одно воспитание не сможет поменять базу. Например "марсианский" человек, может стать, как собственно воином, так и адвокатом, преступником, жестким карьеристом, спортсменом список можно продолжать достаточно долго - неизменным во всех этих случаях остаётся сама базовая определяющая - идея борьбы, конкуренции, жесткого иерархического противостояния. Более того - воспитание может повлиять на него, что он окажется даже в совершенно не марсианской сфере - например мир искусства, но тем не менее основная идея - борьбы, конкуренции, самоутверждения, иерархического противостояния будет неизменной. Будет эта идея выражаться в здоровой форме, или обретёт невротическую форму, всецело зависит от воспитания, но повлиять на ядро не может никто.

Тоже самое разумеется касается и других архетипов. В зависимости от воспитания венерианский человек может быть либо абсолютно несчастен, либо полностью счастлив в любви - но доминирование идеи любви над всеми остальными будет неизменной.

Поскольку эти архетипы не являются приобретёнными, древние считали, что судьба в зависимости от местоположения светил, жестко детерминирует базовый архетип, на чём и основана астрология. Принимаем мы эту гипотезу или нет, даже не столь важно - в любом случае мы должны признать, что у нас нет никакой другой более действенной гипотезы, которой мы могли бы объяснять эту изначальную склонность, а потому, воспринимать астрологию буквально или символически является личным делом каждого.

В юнгианстве мы научились проводить разницу между сознанием и психикой. Если наше сознание имеет в своей основе один (максимум два) архетипа, которые детерминирует восприятие реальности, то в психике есть все остальные архетипы, которые в зависимости от базового могут быть позитивны или негативны к нашему сознанию. В самом деле - если бы психика была ограничена одним или двумя архетипами, которые полностью бы определяли наше восприятие, совет Кроули "Глубже и шире вращать колесо Таро в своей душе" был бы лишен смысла. Нашей задачей является изучение не только базового архетипа своего сознания - его то мы хорошо знаем, ибо с ним идентифицированы, а всего психического пространства, и в этом нам как раз помогает колода Таро.

Если свой базовый архетип, человек узнает через идентификацию, то другие архетипы познаются через проекцию. Философы, психологи, и оккультисты едины в том, что нет ничего в том, что мы познаём кроме того что уже в нас есть. Мы воспринимаем реальность, соизмеряя её с теми изначальными категориями, которые есть в нас с рождения, а в зависимости от базового архетипа, и уже потом от воспитания определяем одни явления как добро, а другие как зло.

Настоящий психолог и оккультист (а как мы убеждаемся никаких противоречий между оккультизмом и психологией при правильном подходе просто нет), это тот кто осознаёт относительность своего восприятия, и более того, способен без вреда для себя временно оказаться "внутри другого архетипа". Это достигается либо посредством активного воображения аналитической психологии, либо посредством ритуалов планетарной магии. Одним это удаётся совершенно естественно, тогда как для других выход за пределы себя просто невозможен. Как нетрудно догадаться, сама эта способность, склонность к постижению психологических-оккультных глубин так же детерминируется определённым архетипом. Вряд ли исключительно марсианская личность, легко научится работать с Таро, так же как меркурианская. В оккультизме, как известно есть разные направления, и каждый кто начинает заниматься оккультизмом выбирает то направление которое наиболее согласуется с его базовым архетипом. Как я уже говорил работе с Таро - покровительствует Меркурий.

Когда мы будем работать с соответствиями мы увидим сколь многогранен и многомерен каждый аркан Таро. Его значения в разных ситуациях могут варьироваться до предела, и необходим достаточный уровень развития сознания, чтобы прочувствовать связанность и единство, этих вроде бы разных, а зачастую на первый взгляд противоположных проявлений архетипа. Огромное поле значений каждого козыря, это поле для самой внимательной медитации. Есть разница между дивинационным значением карты, магическим значением, литературным или психологическим значением, соответствиям по анализу сновидений и ряду других соответствий, которые вместе и составляют королевскую игру в бисер. Несомненно для каждого желающего работать с Таро встанет вопрос о выборе колоды. Если исключительно для дивинации, подходит практически любая колода, весь вопрос в таланте оператора. Но помочь вам прикоснуться к магической Игре в бисер, и постичь тайну невидимых граней, может помочь только одна колода - Колода Тота Алистера Кроули. Как это не удивительно, но даже не телемит может работать с колодой Кроули. Впрочем, так же очевидно, что принявшему Закон Телемы, колода Тота откроет свои тайны намного легче и быстрее.

Однако я рекомендую держать про запас и одну совершенно нейтральную колоду - наиболее классический вариант - Марсельское Таро или Колода Райдера Уайта. Это необходимо для тех кто работает с дивинацией не только для себя. Здесь есть одна тонкость. Акт дивинации уже сам по себе является магическим действием, которое в некотором смысле объединяет бессознательное вопрошающего и оператора. Если, человек который просит провести дивинацию равен вам или является уровнем выше, то конечно разумно использовать колоду Кроули (и то только в серьёзных вопросах), ибо от такого действия вы только выиграете. Однако обычно человек обращается к дивинации в кризисе, и оператор рискует "разделить" с ним негативное поле его бессознательного. Здесь, как и в психоанализе, хотя и не стой интенсивностью, имеет место "феномен алхимической ванны", то есть процесса временного слияния бессознательного. Используя профаническую колоду для таких случаев вы прекрасно защищаетесь от этого.

Начиная со следующей лекции мы проанализируем каждую из карт большого аркана, а затем попробуем составить несколько пробных партий Королевской Игры в бисер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: