Эффективность разработки и исполнения экологически содержательных и реализуемых ландшафтных планов зависит не только от объема и глубины исследований, проводящихся в ходе выполнения ландшафтно-планировочных работ, но в очень большой мере от их разумной и продуктивной организации.
Прежде всего необходимо проанализировать каковы предпосылки планирования. Это означает, что перед тем, как выбрать объект/территорию планирования, следует выяснить:
• кто потенциальные заказчики и инвесторы — каковы их цели, в чем их заинтересованность,
• каковы в районе проблемные ситуации и конфликты в природопользовании,
• имеются ли шансы на практическое использование результатов проекта,
•какова базисная изученность территории, в том числе картографическая, и какова доступность исходной базовой информации,
• имеются ли местные научные и проектные организации и специалисты — потенциальные участники работы,
• каким может быть объем работ по дополнительному сбору информации,
|
|
• каковы ожидаемые сроки выполнения всего проекта.
Затем нужно совместно с заказчиками проекта определить — какие могут быть решены конкретные планировочные задачи, после чего разработать предварительную, а затем детальную программу выполнения проекта.
Что касается задач планирования, то они будут существенно различаться в зависимости от двух главных факторов — от цели проекта и от свойств территории.
Можно выделить три основных типа целей, ради достижения которых обычно предпринимается ландшафтное планирование:
- организация сети охраняемых территорий, определения их функций и внутреннего зонирования;
- развитие нового или расширение прежнего направления природопользования (сельско- или лесохозяйственного, транспортного, промышленного и т.д.);
- участие в создании нового комплексного плана развития территории.
Конкретные задачи планирования определяются на заключительном этапе подготовки проекта - при составлении развернутой программы работ и после завершения всех предшествующих подготовительных шагов.
В общем случае основные этапы подготовки проекта таковы:
• формирование группы экспертов для разработки обоснования проекта;
• то же для проведения консультаций на местах, сбора информации, предварительной оценки необходимых ресурсов, материальных и финансовых затрат;
• проведение специальных семинаров, общественных слушаний, координационных совещаний по итогам разработки предварительной программы проекта;
• составление детальной рабочей программы проекта (включая координацию с другими, тематически «родственными» проектами) и определение его организационной структуры;
|
|
•подготовка и утверждение сметы проекта с указанием источников и механизмов финансирования.
Примечание: При подготовке модуля 2 использованы материалы учебного пособия «Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии». Составитель А.В. Дроздов. М.: Т-во научных изданий КМК. 2006
Для выполнения всех обозначенных выше шагов подготовки проекта и в дальнейшем для его реализации важно создать эффективную организационную структуру. Можно рекомендовать следующую общую модель такой структуры:
• юридические лица (носители) проекта — официальные организации, на которые возлагается ответственность за финансирование и юридическую поддержку проекта;
• согласительный комитет — представители исследовательских институтов, государственных учреждений, общественных организаций и граждан, а также руководители проекта; этот комитет согласовывает интересы всех затрагиваемых проектом субъектов и формулирует стратегические задачи проекта;
•исполнительный комитет — группа специалистов какого-либо исследовательского или проектного учреждения (возможно, нескольких учреждений); на эту группу ложится основная тяжесть проведения всех изыскательских и проектных, а также организационных работ;
• консультационный совет — эта факультативная структура может представлять собой группу экспертов, анализирующих и оценивающих уже сформулированные планы и рекомендующих для исполнения и применения в рамках проекта новые актуальные задачи и адекватные методы, а также опытных специалистов и надежные организации-партнеры.
Обычно группа исполнителей проекта состоит из специалистов различного профиля. Ее состав и численность зависят от особенностей проекта (его целей, свойств территории и т.д.). В том случае, если задуман большой и достаточно сложный проект, в составе его исполнителей нужно предусмотреть участие:
• группы планировщиков, включающей специалистов по территориальному и ландшафтному планированию, лесоводов и агрономов, архитекторов-градостроителей, а также картографов;
•группы природоведов — в нее как минимум должны входить ландшафтовед-эколог, ботаник, зоолог, почвовед, гидролог; факультативно в ней могут присутствовать климатолог и геоморфолог;
•группы специалистов социально-экономического профиля, в том числе как минимум — экономиста, специалиста по коммунальному хозяйству и транспорту, гигиениста, юриста; факультативно — менеджера по туризму, социолога и историка;
• группы управленцев проектом — менеджера персонала, бухгалтера, специалиста по общественным связям и просвещению.
Присутствие в этой команде представителей смежных планировочных специальностей — градостроителя, агронома, лесовода, гигиениста, а также историка, экономиста, юриста и др. может быть временным, например, в роли консультантов, или оно может быть заменено тесным взаимодействием с соответствующими ведомствами. Однако поскольку ландшафтное планирование в России является пока еще новым направлением деятельности и упомянутые ведомства еще недостаточно с ним знакомы, полезно привлекать их представителей в проект -с самого начала как участников- разработчиков.
Обобщая сказанное выше, можно рекомендовать следующую схему составления программы подготовки и выполнения проекта.
Первая часть программы должна содержать определение круга и характеристику участников проекта, состоящую из трех разделов.
• краткая формальная характеристика каждого участника,
• его компетенция, функции и вклад в проект,
• проблемы, препятствующие работе участников в проекте.
Вторую часть программы следует посвятить определению проблем, решению которых должен способствовать проект. Эта часть должна содержать ответы на три основных вопроса:
|
|
• что происходит с окружающей средой/ландшафтом?
• чем данная ситуация обусловлена, каковы ее проявления?
• чего недостает для ее улучшения/преодоления?
В третьей части программы нужно представить согласованные целей проекта, охарактеризовав следующие позиции:
• в чем заключаются главная и частные цели проекта?
• каким представляется ожидаемый результат достижения этих целей?
• каковы индикаторы достижения целей и результатов проекта и каковы возможности их проверки?
• каковы условия достижения этих целей и результатов?
В четвертой части программы должны быть систематизированы некоторые материалы предыдущих разделов и возможно боле полно сформулированы пути и условия достижения целей и результатов проекта. Каждая из частей программы может быть представлена как таблица, содержащая, например, следующие данные:
Заключительная часть программы должна быть посвящена организации мониторинга—контролю за исполнением предписаний плана и эффектами проведенных мероприятий. Подробно о содержании мониторинга говорится в другом разделе этой главы.
На завершающей стадии планирования или через некоторое время после его завершения рекомендуется определить рамочные условия для повторной разработки ландшафтного плана в том же масштабе или для проведения нового планирования в более крупном масштабе. Рамочные условия последующего планирования включают его основные предпосылки, актуальность или необходимость и основные цели (Руководство... 2001. Т. 2).
Необходимость повторного проведения ландшафтного планирования в полном объеме или какой-либо его части может возникнуть, если требуется:
1. Корректировка всей концепции территориального развития, когда:
- новые законодательные и нормативные акты стали противоречить принятой
в разрабатываемом ландшафтном плане концепции развития территории,
|
|
- концепция развития территории не соответствует реальным изменениям,
прежде всего в социально-экономической сфере, или основные цели развития
уже достигнуты.
2. Выявление новых приоритетных компонентов, сохранение которых может обеспечить основные цели развития территории.
3. Пересмотр границ целевых зон, когда, например:
-произошли положительные изменения состояния отдельных природных компонентов и возможно сокращение зоны улучшения,
- кормовая база животноводства исчерпана и его дальнейшее экстенсивное развитие нерентабельно,
- сельское хозяйство не обеспечивает потребности местного населения и туристов продуктами питания, традиционно производимыми на этой территории.
4. Пересмотр концепции развития отдельных зон, когда:
- введены новые нормативные ограничения в области природопользования и оценки воздействий на окружающую среду,
- обострились проблемы, связанные с характером регламентированного природопользования.
5. Корректировка или уточнение направлений действий и мероприятий, когда: -природоохранные рекомендации по отдельным природным компонентам не выполняются или не обеспечивают реализацию целевых концепций развития,
- естественное восстановление нарушенных природных комплексов происходит недостаточно интенсивно или в нежелательном направлении.
Повторное проведение планирования имеет смысл и может дать новые результаты после того, как будут выполнены все целевые установки разработанного ранее плана, определявшие основные направления развития территории.
2. Ландшафтное планирование как коммуникативный процесс
Участие всех заинтересованных сторон — этот один из главных принципов разработки ландшафтных планов и важнейшее условие их успешности. Причем это условие в равной мере касается и органов власти, и местных жителей, и всех представителей заинтересованной общественности. Это участие в рамках процедур ландшафтного планирования обычно характеризуется как коммуникативный процесс, объединяющий участников планирования посредством механизмов общения или коммуникации. Существует множество форм такого общения — от привычного для планирующих организаций согласования документов с другими ведомствами, до проведения референдумов, являющихся высшей формой осуществления воли граждан.
В общем случае под коммуникативным процессом понимается интенсивный обмен опытом, знаниями, мнениями, предложениями и т.д. Применительно к ландшафтному планированию и его целям две главные задачи организации коммуникативного процесса заключаются в том, чтобы добиться:
- партнерского участия всех сторон в процессе планирования,
- одобрения выработанных в ходе процесса предложений всеми его участниками.
1.Коммуникативный процесс, в среде органов исполнительной власти и подчиняющихся им структур, происходит по более или менее Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти.
2.Информирование общественности осуществляется заказчиком. Информация для общественности в кратком виде публикуется в официальных изданиях. В публикации представляются сведения о:
•названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности наименовании и адресе заказчика или его представителя;
• примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
•органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; •предполагаемой форме и сроках проведения общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), также форме представления замечаний
и предложений;
в сроках и месте доступности информации.
Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами. Информация публикуется не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (общественных слушаний).
3.Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
4.3аказчик обеспечивает доступ заинтересованной общественности и других участников процесса к материалам по оценке воздействия на окружающую среду
5.При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
6. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально,
7. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Основные предписания названного выше «Положения» в целом соответствуют процедурам организации коммуникативного процесса, сложившимся в демократических обществах. Эти процедуры должны обеспечивать:
• полное и оперативное информирование,
• подлинное и широкое участие,
• открытость,
•реализацию части согласованных предложений еще до окончательного завершения всего планирования (реализацию так называемых малых проектов),
• получение очевидных экономических выгод от их реализации,
• своевременное выявление возникающих по ходу планирования проблем.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, приступая к ландшафтному планированию в России, важно добиться полного понимания всеми участниками и сторонами роли местного населения в управлении природными ресурсами территории. Необходимо отчетливо представлять, что без поддержки местного населения экологически ориентированное природопользование по-настоящему реализовано быть не может.
Такую поддержку можно обеспечить, если (Руководство..., 2001):
• повысить уровень экологической грамотности людей,
• показать и доказать местным жителям, что природопользование, ориентированное на улучшение экологической ситуации и сохранение биологического разнообразия, отвечает личным интересам каждого из них и непосредственно связано с их уровнем жизни;
•• продемонстрировать возможности граждан добиваться того, чтобы административные органы учитывали их интересы в экологической сфере
и тем самым показать возможности влияния на принимаемые решения.
• Основная роль в работе с местными жителями по перечисленным направлениям отводится общественным движениям экологической ориентации. При этом важно, чтобы в этой работе могли участвовать все заинтересованные общественные движения, разделяющие цели ландшафтного плана и методы их достижения.
•На первом этапе рекомендуется создать экологический информационный центр и начать внедрение программы экологического воспитания. Общественным структурам необходимо настойчиво рекомендовать именно эту задачу, чтобы в возможно короткие сроки привить местным жителям базовые элементы экологического мировоззрения.
• Создание системы экологического просвещения и воспитания граждан должно предусматривать:
•• разработку общей программы для местных жителей,
•• разработку методики преподавания и внедрение экологических дисциплин в средней школе,
•• создание общественного экологического информационного центра.
•В создании программы экологического просвещения и воспитания должны принять участие ведущие специалисты в области экологии и сотрудники комитетов по охране природы, педагоги и психологи, общественные организации и движения экологической ориентации. Программа должна быть ориентирована на:
•• экологическое воспитание детей и молодежи в дошкольных и школьных учреждениях (для этого нужно подготовить рекомендации по методике использования имеющихся экологических дисциплин и разработать специальные курсы лекций, освещающих проблемы данной территории),
• внеклассную работу со школьниками по приобретению экологических знаний и навыков,
• производственное обучение экологическим способам ведения хозяйства в различных отраслях деятельности местного населения, организацию семинаров и лекции для местных жителей,
•наглядные способы распространения экологически ориентированного мировоззрения, базирующиеся в основном на демонстрации показательных хозяйств и отдельных сфер деятельности (создание таких хозяйств является одной из целей программы).
• По мере развития успеха общественными структурами и появления активных сторонников идей экологически ориентированного управления природными ресурсами, можно перейти ко второму этапу — созданию местных объединений жителей на основе экологических интересов. При этом консолидация жителей возможна и желательна в ходе исполнения отдельных конкретных мероприятий или частных программ природопользования, соответствующих рекомендациям ландшафтного плана. Постепенно функции управления информационным центром и ходом внедрения программы экологического воспитания могут передаваться местным объединениям. Конечной целью этой работы является создание системы самоорганизации местных жителей для обеспечения экологически обоснованного природопользования, являющейся одной из гарантий устойчивости результатов, вытекающих из рекомендаций ландшафтного плана.
•Назначение общественного экологического информационного центра—информировать жителей об экологических проблемах территории, существующих экологических проектах и ходе их реализации, распространять экологические знания, проводить опросы общественного мнения и обсуждать с населением результаты таких опросов, издавать информационные периодические материалы, предоставляя возможность жителям высказывать свое мнение.
•Реализация этой части проекта проводится общественными организациями и движениями при участии основных субъектов хозяйственной деятельности, представителей охраняемых территорий, местной администрации.
Картографическое представление ландшафтных планов
• Картография в сфере планирования имеет уже достаточно длительную историю, но, несмотря на это, некоторые проблемы остаются нерешенными. Они неодинаковы в разных странах. Ниже сопоставляются российские и германские ландшафтные планы. Главная особенность карт российских ландшафтных планов — четкая и единообразная схема составления. Содержание этих карт носит универсальный характер: карты одинаковой тематики очень сходны, изображаемые явления представлены одинаковым способом, подход к интерпретации данных единый. На картах отражено ограниченное число явлений и характеристик, поскольку основную массу карт составляют карты районирования, опирающиеся на научные классификации и показывающие только районы с определённым набором данных. Эти карты несут вторичную информацию. При этом в большинстве случаев по самим картам не всегда можно выяснить, какие показатели учитывались, насколько достоверными источниками пользовались авторы карт и как преобразовывали данные.
• Другой недостаток ряда российских карт — их содержание не вполне согласовано с требованиями нормативных документов, что ограничивает их использование при обосновании проектов или принятии конкретных решений. С другой стороны, это обстоятельство нередко оказывается следствием несовершенства самих нормативных документов.
•Недостатки в российских картах связаны также с недостаточной разработанностью типовых легенд и, особенно, условных знаков. Используемые цвета качественного фона существенно отличаются от традиционных для российской картографической школы.
• Показ каждого из компонентов ландшафта в германских ландшафтных планах варьирует в широких пределах (число характеристик от 5 до 60). Карты всех типов, даже рекомендательные, содержат инвентаризационные данные и доля этих данных велика. Случаи показа тех объектов и явлений, которые в российской картографии связаны с картами определенной тематики (типы почв, осадки, температуры, морфологические единицы ландшафта и др.), единичны.
• С другой стороны, на германских картах присутствует множество показателей, мало используемых в российской картографии: например, продуваемые территории, пахучие выбросы, степень соответствия территории ее исходному природному состоянию, положительные и отрицательные факторы рекреационного использования и пр. На картах каждого компонентного блока отражены нарушения именно в использовании данного компонента (например, для биотопов — места, с обедненной растительностью; для почв — загрязнение около автострад).
•Характеристики, связанные со временем, в германских планах встречаются часто, причем не только в случае показа проектируемых мероприятий. Нередко отражается временной ряд «прошлое -настоящее - будущее». В российских планах будущее оговаривается только в текстах общих рекомендаций для карт заключительных этапов планирования.
•С учетом анализа многих российских и германских карт, а также ландшафтных планов, составляемых в других европейских странах, можно сформулировать следующие рекомендации для совершенствования картографического представления материалов ландшафтного планирования.
•Масштабы. Использование масштабов зависит от планируемой территории (площади, конфигурации, административного значения и пр.). Если речь идет о российском административном районе, то это масштабы от 1: 100 000 до 1: 500 000, наиболее высокий иерархический уровень — это область (масштабы от 1: 500 000 до 1: 1 000 000), отдельные участки территории могут картографироваться в различных масштабах.
•Математическая основа — целесообразно сохранить действующую практику применения проекции Гаусса-Крюгера.
•Общегеографическая основа должна определяться, во-первых, масштабом, во-вторых, тематикой карт (природная, социально-экономическая), в-третьих — меняться от первого этапа планирования к заключительному с тенденцией к упрощению.
• Тематическая нагрузка — принципы составления и конкретное содержание карт оценочного и рекомендательного этапов для различных уровней планирования в России, в основном, разработаны, их целесообразно использовать и в дальнейшем.
•Оформление—для карт разных тематик целесообразно использовать варианты цветовых и штриховых шкал, подобранные по ассоциативному признаку. Для показа почв — коричневый, для вод — синий и его оттенки и т.д. Красный - желтый - зелёный цвета.