Этапы разработки РЦП

Разработка РЦП осуществляется в следующей последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. На этом этапе предполагается расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. Также на этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Этот этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы. Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям.

Источниками финансирования реализации Региональных целевых программ являются федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, бюджеты развития различных уровней, бюджетные и внебюджетные фонды, кредитные ресурсы отечественных и зарубежных банков, средства предприятий и населения.

В последние годы очень большое внимание уделяется программам, направленным на содействие занятости молодёжи, организации процесса учёбы и отдыха лиц дошкольного и школьного возрастов, повышения эффективности системы образования.

При проектировании системы управления программой обычно предусматриваются традиционные административные формы оперативного руководства (исполнительная дирекция програм­мы, органы региональной исполнительной власти и т. д.). Между тем для рыночных отношений наиболее перспективным может стать механизм коммерциализированных (самофинансируемых) корпоративных управленческих структур.

Создание государственной или смешанной (с контрольным пакетом акций у государства) корпорации (акционерной компа­нии, концерна и т. д.), наделенной соответствующими правами и обязанностями для решения хозяйственных и организационных задач по реализации территориальной программы, будет способ­ствовать эффективному освоению и развитию новых районов (зо­на БАМа и др.) и реконструкции сложившихся (зона Большой Волги и др.). Такая корпорация может интенсивно привлекать других коллективных и частных инвесторов.

Из-за низкой нормы прибыли в необжитых, вновь осваивае­мых районах Севера и Востока широкое участие в их программах самостоятельных отечественных инвесторов на первых порах за­труднительно. Большое значение в этой связи придается созда­нию федеральными органами специальных фондов регионально­го развития, политике дотаций (субвенций) предприятиям, при­влечению частных капиталов, государственным гарантиям целе­вых кредитов коммерческих банков под конкретные объекты.

Успешное регулирование этих процессов способна осуществ­лять государственная корпорация. При этом постепенно создают­ся условия для перехода от федерального и заемного финансирова­ния к самофинансированию программного комплекса по мере его завершения. В результате участия государственного корпоративно­го предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельнос­ти получаемая прибыль реинвестируется в программные проекты. Своевременная концентрация и целевое расходование программ­ных средств обеспечивается их централизованным накоплением на счетах специальных фондов регионального развития.

Указанный подход нашел практи­ческое воплощение в двух региональных программах — по Даль­нему Востоку и Забайкалью и по Якутии, там механизм про­граммного управления предусматривает образование специаль­ных компаний, обществ открытого типа — «Фонда реализации целевой программы» и «Фонда развития региона». Имеется и зарубежный опыт использования корпоративной формы про­граммного управления. Например, в США при осуществлении программы создания и эксплуатации крупного промышленного комплекса в долине р. Теннесси (гидроэлектростанции, атомная промышленность, энергоемкие производства).

Программно-целевой метод управления экономикой позво­ляет успешно обеспечить нереализованный у нас до сих пор спо­соб социально-справедливого вознаграждения за конечные ре­зультаты труда по всей цепочке участников программного проек­та (например, от специалистов Минэкономразвития России, на­учных и проектных институтов до строителей и эксплуатацион­ников объектов) в зависимости от полученного общего эффекта и трудового вклада разработчиков и реализаторов программы (со­ответственно расчетной схеме долевого участия).

При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего, это относится к методике определения программной проблемы (проблем). Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщатель­ное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целе­сообразности ее решения.

Критериями отбора программной проблемы следует считать:

• особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населе­ния, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);

•межотраслевой и многоплановый характер проблемы, нали­чие многих участников решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);

•принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидае­мые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

Среди важнейших результатов любой программы обязательно следует учитывать влияние на соседние и другие регионы, обеспе­чение национальной безопасности и устойчивости развития стра­ны, а производственной программы — еще социальные и эколо­гические последствия.

В последнее время в России подготовлено и реализуется много средне- и долгосрочных региональных программ федерального и ре­гионального уровня, в том числе ряд особо крупных - Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, помимо большого числа про­грамм по субъектам Федерации (охваченных ими уже на 2/3). В конце 90-х годов финансировались из федерального бюджета полностью или частично 50 федеральных целевых программ раз­вития регионов, а всего насчитывалось около 200 таких программ, связанных с региональным развитием (включая отрас­левые и пр.).

Создание федеральных округов позволяет организовать эф­фективную разработку в их пределах единых комплексных про­грамм развития регионов вместо автономных. На наш взгляд, со­храняя принцип селективного федерального финансирова­ния общегосударственных программ, имеет смысл готовить их по всем регионам (разным охватом) в интересах целенаправленного развития, сплошного выявления острых проблем и точек роста, интеграции регионов, объединив в семь групп соответственно схеме федеральных округов. Но есть много сторонников крайне небольшого числа программ - для остро проблемных регионов. Предлагается выделять потенциальные зоны программного регу­лирования с приоритетом государственной поддержки.

Осуществление крупных программ регионального развития способно значительно изменить многие стороны жизни региона и даже целого государства, однако они требуют огромных финан­совых, трудовых, материально-технических ресурсов. Поэтому любая крупномасштабная программа нуждается в строгом науч­ном и проектном обосновании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: