Транспортные травмы

В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и несмертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.

Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная, авиационная, от водного транспорта и др.

Под автомобильной травмой необходимо понимать повреждения или комплекс повреждений, причиняемых человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, а также повреждения, возникающие при соударении тела с дорожным покрытием при выпадении из автомобиля. Все иные повреждения, образующиеся при техническом обслуживании автомобиля, стоящего на месте, к автомобильной травме не относятся. Не следует считать автомобильной травмой и случаи смерти водителей и пассажиров в автомобиле от утопления, отравления угарным газом, ожогов и др.

Автомобильная травма подразделяется на следующие виды:

— травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);

— травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля;

— травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля;

— травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей;

— травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами или грунтом;

— комбинированные виды травмы;

— атипичные случаи.

Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Основные из них:

— скорость движения автомобиля;

— форма травмирующей поверхности;

— размеры транспортного средства;

— положение тела жертвы в момент травмы;

— наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле);

— рост, вес и другие особенности жертвы.

Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, воз­никающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом.

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд).

Основными фазами наезда являются: столкновение частей автомобиля с телом; падение тела на автомобиль; отбрасывание тела и падение его на грунт; скольжение тела по грунту.

В большинстве случаев наезд происходит выступающими частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом. В момент удара соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На автомобиле возникают вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т. д., а на теле человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части автомобиля. Первоначальный удар легкового автомобиля, как правило, наносится на уровне голеней ниже центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину (I фаза) и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот (II фаза). Грузовой автомобиль, автобус или троллейбус наносит удар на уровне или даже выше центра тяжести тела человека, поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот.

Повреждения вследствие отбрасывания тела, падения и скольжения его по дорожному покрытию (III фаза) в виде ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран будут располагаться на противоположных поверхностях тела, как и следы скольжения, обширные осаднения, на фоне которых хорошо заметны более глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия.

Переезд. Переезд колесом или колесами автомобиля через тело человека как самостоятельный вид автотравмы встречается довольно редко. Чаше переезд комбинируется с другими видами автомобильной травмы (наезд, выпадение).

Фазами переезда являются: соприкосновение колес с телом; толкание, иногда переворачивание тела колесом; въезд колеса на тело; перекатывание колеса через тело; волочение тела.

Основным механизмом возникновения повреждений при переезде колесом автомобиля тела человека является сдавливание тела жертвы между движущимся колесом и дорогой. Как правило, переезд сопровождается образованием тяжелых множественных, двусторонних повреждений в области, через которую переехало колесо машины. К характерным и специфичным для переезда повреждениям относятся отпечатки рисунка протектора колеса, которые можно обнаружить как на теле, так и на одежде.

Обнаружение отпечатка рисунка протектора имеет большое судебно-медицинское значение, так как позволяет решить ряд важных экспертных вопросов: определить наличие и вид автомобильной травмы, положение тела жертвы в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр автомашины.

Выпадение из движущегося автомобиля. Такой вид травматизма наблюдается чаще в сельской местности, где нередко перевозка людей производится в обычных грузовых машинах. В большинстве случаев выпадение происходит из кузова и реже из кабины автомобиля. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или внезапное ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях: в сторону, вперед по ходу движения машины или назад через задний борт.

Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела. Повреждения от выпадения из кузова аналогичны повреждениям при падении с большой высоты.

Повреждения в кабине автомобиля. Травма внутри автомобиля обычно встречается при столкновении движущихся с большой скоростью машин друг с другом или с каким-либо неподвижным предметом или при переворачивании автомобиля. Однако тяжелые повреждения в кабине могут возникать также при резком ускорении движения или резком торможении.

Экспериментальное изучение травмы водителей и пассажиров на манекенах показало, что в момент любого столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются нижними конечностями в щиток приборов управления, головой — в потолок кабины или в ветровое стекло.

Грудь и живот водителя, кроме того, ударяются о рулевое колесо. Следовательно, основным механизмом образования повреждений при этом виде травмы является удар о внутренние части автомобиля и сотрясение тела.

От удара о приборный щиток, раму ветрового стекла и другие детали кабины на лице образуются обширные ушибленные рваные раны, сопровождающиеся осколочными и продольными переломами костей лицевого и мозгового черепа с повреждением головного мозга. Удар о ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию на голове, лице, шее и кистях рук множественных резаных ран, в глубине которых обнаруживаются осколки стекол.

Очень характерными являются повреждения от удара о щиток управления, когда на передней поверхности коленных суставов появляются ссадины, ушибленные раны, переломы надколенников, а на отдалении непрямые повреждения: переломы бедренной кости, задние вывихи бедра, переломы таза в области вертлужной впадины и т. д.

Травма от сдавливания тела между автомобилем и другими предметами — это редкий вид автотравмы, в результате которой тело вертикально стоящего человека придавливается автомашиной к какому-либо неподвижному предмету (стена, кузов стоящей автомашины). При этом образуются множественные двухсторонние переломы ребер, разрывы и размозжения внутренних органов.

Мотоциклетная травма наблюдается реже автомобильной и отмечается рядом особенностей.

Прежде всего — при мототранспортных происшествиях кроме пешеходов очень часто страдают водители, пассажиры мотоцикла, что связано с конструктивными особенностями этого вида транспорта. В зависимости от обстоятельств и механизма причинения повреждения различают следующие виды мотоциклетной травмы:

— столкновение мотоцикла со встречным транспортом;

— падение с двигающегося мотоцикла;

— наезд мотоцикла на пешехода;

— наезд мотоцикла на неподвижные предметы;

— переезд колесами через пострадавшего;

— атипичные ситуации.

Столкновение мототранспорта с другими транспортными средствами состоит из следующих фаз: удар тела о части встречного и попутного транспорта, отбрасывание тела на мотоцикл или падение на землю, прижатие тела к дорожному покрытию частями столкнувшегося транспорта.

При этом повреждения могут располагаться на любой части тела и характеризуются обширностью и тяжестью, начиная от поверхностных повреждений кожных покровов, вплоть до грубых разрушений костей черепа, головного мозга, ребер, множественных переломов трубчатых костей, разрывов внутренних органов.

При падении с движущегося мотоцикла можно выделить три фазы: удар тела о части мотоцикла, удар тела о дорожное покрытие, скольжение тела по дорожному покрытию. Повреждения в результате удара тела о части мотоцикла чаще локализуются на передне-внутренних поверхностях нижних конечностей в виде полосовидных ссадин. Могут возникать переломы костей пальцев рук и кисти при попадании их в рычаги управления. При ударе тела о дорожное покрытие, как правило, наблюдаются переломы костей свода черепа и повреждения головного мозга.

Повреждения от удара колесом мотоцикла и коляски с грязевыми щитками располагаются в области голени. Повреждения от удара рулевым управлением локализуются в области поясницы и живота (у взрослых).

При наезде мотоцикла на неподвижные предметы механизм повреждений слагается из двух фаз: удар тела о преграду, отбрасывание тела и падение на землю. При переезде колесами через тело наблюдается прижатие тела колесом к дорожному покрытию, скольжение колеса по телу.

Железнодорожной травмой называют механические повреждения, причиняемые телу человека частями движущегося рельсового транспорта. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия различают пять основных видов железнодорожной травмы:

— удар движущимся поездом;

— переезд колесами;

— падение с движущегося поезда;

— сдавление вагонами;

— травма внутри вагонов при железнодорожных катастрофах;

Как правило, удар наносится передней поверхностью электровоза, тепловоза или головного вагона электропоезда сразу по всем частям тела (от голеней до головы), что приводит тяжелым повреждениям. При ударе поездом, движущимся с большой скоростью, тело обычно отбрасывается далеко в сторону, вплоть до обочины пути и кювета, и на рельсы не попадает.

Наиболее характерные для воздействия рельсового транспорта повреждения образуются при переезде колесами. Основной механизм травмы при этом — сильное сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходит отделение частей тела или разделение тела на части.

Если в месте перекатывания колеса кожа не разрушается, то образуется ее повреждение, именуемое полосой давления и осаднения. Эти полосы образуются как от воздействия катящейся поверхности колеса, так и от головки рельса. Они помогают установить положение тела на нитке рельс.

Переезд железнодорожным транспортом нередко сопровождается волочением тела пострадавшего по полотну,иногда длительным, на протяжении сотен метров и даже нескольких километров. Во время волочения от ударов о шпалы и трения о балластный слой пути возникают обширные ссадины, царапины и раны, в глубине которых, на коже и одежде скапливается много смазочных веществ и частичек балласта (песок, гравий, ракушечник и т. п.). Иногда при этом возникает обширная отслойка мягких тканей или «спиливание» их до костей, отрывы конечностей, частичное или даже полное срывание одежды с тела. В таких случаях части расчлененного трупа и детали его одежды могут быть обнаружены на большом протяжении железнодорожного полотна.

Авиационной травмой называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуатации и обслуживания летательных аппаратов. К летательным аппаратам относятся: винтомоторные и реактивные самолеты, вертолеты, дирижабли, аэростаты, планеры, пилотируемые воздушные шары и др. Наиболее изучены повреждения при летных происшествиях с самолетами. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия, авиационную травму делят на следующие виды:

— травма внутри самолета во время полета;

— травма при покидании летящего самолета;

— травма внутри самолета при падении его на землю;

— травма внутри самолета, находящегося на земле;

— травма лиц, находящихся на земле вне самолета.

Травма внутри самолета во время полета может возникнуть при столкновении с птицами, другим самолетом, иными летающими предметами, при взрыве, пожаре на борту, при аварийной разгерметизации кабины и салона. Обычно подобные происшествия заканчиваются падением самолета на землю.

Травма при покидании летящего самолета может быть получена при парашютном прыжке — в момент отделения от самолета, при раскрытии парашюта и в момент приземления. Возникающие при этом повреждения называют еще парашютнойтравмой.

Характер и тяжесть травмы внутри самолета при падении его на землю зависят, в основном, от высоты, скорости и угла падения, а также от того, сопровождался ли удар самолета о землю взрывом и пожаром.

В момент столкновения самолета с землей повреждения у членов экипажа и пассажиров образуются от ударов о части кабины, салона и последующего сдавления отдельных областей или всего тела разрушившимися и сместившимися частями конструкции самолета. При этом возникают обширные грубые механические повреждения, вплоть до разрушения всего тела, с отрывом отдельных его частей (конечностей, головы), вскрытием полостей, разрушением и выбросом наружу внутренних органов.

При осмотре трупов и останков на месте происшествия следует искать первичные повреждения,возникающие у пилота и других членов экипажа от ударов о детали оборудования и предметы интерьера кабины (рукоятки штурвала, колонку, узел крепления колонки к штурвалу, боковую стенку кабины, подлокотники кресла, педали управления и т. п.) еще до разрушения самолета. Наличие этих повреждений помогает устанавливать состояние членов экипажа, их местоположение в кабине, позу и характер выполнявшихся ими рабочих операций в момент столкновения самолета с землей.

При ударе самолета о землю под небольшим углом (например, при попытке совершить посадку) возникают повреждения, в основном, связанные с действием не ударных, а инерционных сил — обширные рваные раны, а иногда отрывы головы и конечностей от туловища, фиксированного ремнями, или почти полное разделение туловища на уровне ремней.

Травма внутри самолета, находящегося на земле, может возникнуть при столкновении самолетов, перемещающихся по аэродрому, или самолета и автомобиля, при взрыве и пожаре на борту. Травмы лицам, находящимся на земле вне самолета, могут причиняться лопастями вращающегося винта, передней кромкой крыла и колесами шасси движущегося по земле (аэродрому) самолета, струей раскаленных газов или при засасывании тела в воздухозаборник работающего реактивного двигателя.

Воднотранспортная травма.

Специфичные варианты воднотранспортной травмы возникают от действия частей движущегося водного транспорта на тело жертвы, находящейся в воде. Большая часть повреждений от действия частей движущегося водного транспорта на теле жертв напоминают по своему внешнему виду массивные рубленые раны, причиненные не очень острыми рубящими предметами. В зависимости от того, какой из частей транспортного средства они причинены (подводными крыльями, лопастями винта), такие раны могут быть более или менее обширными, одиночными или множественными.

Непосредственной причиной смерти после травматизации водным транспортом может быть не смерть от кровопотери или иной причины, связанной с механическим повреждением, а утопление в воде, что достаточно легко устанавливается при судебно-медицинском исследовании трупа.

ТЕМА 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: