Программа курса «Русское искусство ХХ века»

Ситуация рубежа Х1Х-ХХ веков: Завершение Нового времени, критика материалистической, антропоцентристской картины мира. Актуализация комплекса ницшеанских и марксистских идей, глобальный спор о морали и культуре. Синтез искусств: поэзии – театра – музыки – живописи – архитектуры. Кризис реалистического искусства. Формирование модернизма: панэстетизм, мифологизация художественного сознания, цитация формул прошлых эпох искусства, символичность изображаемого, поиски новых художественных средств.

Воплощение новых путей развития искусства в объединении «Мир искусства» (1898-1924) – в творчестве А.Бенуа, Л.Бакста, К.Сомова, В.Серова, М.Врубеля, Н.Рериха, Б.Кустодиева и др. Журнал «Мир искусства»: программные статьи В.Розанова, Л.Шестова, Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова, А.Белого, К.Бальмонта, А.Блока, А.Дягилева, А.Бенуа и др.

Эстет. программа «Мира искусства»: 1) худ. индивидуализм, идея автономии искусства от политических и социальных проблем; 2) резкая критика эстетической программы Чернышевского, определившей характер искусства 2-ой половины 19 века; 3) художественная эпоха 18-начала 19 века как источник обновления современного искусства, интерес к русскому барокко и классицизму; ретроспективная мечтательность; 4) ориентация на западноевропейское искусство конца Х1Х века; 5) задача пропаганды русского искусства на Западе; 6) влияние романтизма как метода и символизма (выведение сути художественного образа за пределы его внешней оболочки; 7) использование формульных образов, повторение мотивов (выезда, выхода, прогулок, гуляний, праздников, фейерверков, театральных сцен, мотивы кукольности и т.д.); 8) неприятие авангарда – кубизма, неопримитивизма.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). График, живописец, театральный художник, историк и теоретик искусства. Основные художественные установки и идеи живописных серий: Версальская серия 1, 2 (Последние прогулки Людовика Х1У, Прогулка короля, Купальня маркизы и др.), Русская серия (пейзажи пригородов Петербурга т т.д.): проблема «природа-искусство-человек», идея художника как творца «второй реальности», архитектурно-театральная композиция, новые отношения массы и свободного пространства, цветовой решение. Новый подход к художественному оформлению книги: книга как единый комплекс (рисунки с изображением важнейших сцен, заставки и концовки, виньетки, композиция полосы набора и рисунок шрифта).

Валентин Александрович Серов (1865-1911). Цель искусства: «В нынешнем веке пишут все тяжелое. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Отражение эстетической установки в картинах «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой; 1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Симонович, 1888). Новый предмет искусства – творческий человек (личность, в которой воплощена свобода и воля, красота). Традиция парадного портрета: отображение монументальности и красоты творческой личности (Портрет Ермоловой; 1905). Живописные эксперименты в портретах Гиршман и Орловой (1907, 1911). Интерес к греческой мифологии (мифотворчество как способ углубления содержания): «Похищение Европы» (1910) – миф о судьбах Европы; тема Европы и Азии, Запада и Востока; основные мотивы и образы картины, символические детали.

Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Романтическая мечта в конкретном, реальном объекте изображения. Идиллические сцены сельской и дачной жизни, основные образы и мотивы в теме любви (Спящая молодая женщина; 1909; Осмеянный поцелуй; 1908); декоративное начало, стилизация под эмальерную технику. Программная картина – «Дама в голубом» (1897-1900): женщина на пересечении образов прошлого и настоящего (портрет современницы в декорациях прошлой жизни); проблемы красоты и конечности жизни, противостояния мечты и действительности, роли творческой личности в мире; особенности композиции пространства и цвета. Поздние портреты: создание в скульптурно-монументальной форме маски вневременной сути данного человека (портреты Блока, Кузмина, Добужинского в графической технике).

Лев Самойлович Бакст (1866-1924). Создатель декораций к 12 знаменитым постановкам балетов: «Шехерезада» Римского-Косакова, «Жар-птица» Стравинского, др., портреты: Бенуа (1898), Дягилева (1906): отказ от жанра парадного портрета, средства создания интимного изображения (поза, фон, детали костюма, фигура няни). Символизм картины «Ваза (Автопортрет)» (1906). Афишно-плакатная эстетика картины «Ужин» (1902). Увлечение искусством Древней Греции: идеей красоты и здоровья, аполлоническим началом (статья «Пути классицизма в искусстве» (1909). Формирование на этой базе социальной утопии, использование многочисленных деталей и образов античной мифологии: «Элизиум» (1906) – изображение края вечного блаженства; «Античный ужас» (1908) – идея возвышения красоты и искусства над смертью (панэстетическая утопия). Портреты Гиппиус, Белого, Сомова.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Поздний мирискусник. Основная тема творчества - мир русской провинции и деревни. 2 группы картин: 1) массовые гулянья, катанья, хороводы, балаганы; 2) изображение 1 или нескольких фигур, отражающих полноту жизни (купчихи, красавицы и др.). Идейно-художественные особенности: отношение к народной жизни как идеалу «хорошей жизни», изображение мира радости и красоты; персонажи-типы даны в состоянии любования жизнью; карнавальность стиля; декоративность, условность изображаемого; отказ от реалистической перспективы в композиции, множественность точек зрения; приемы лубка и вывески. «Масленица» (1916) глубина, масштабность, всеобщность образа, пренебрежение к жизнеподобию, опора на детали «чуда», «праздника». «Купчихи» (1912)– понимание женской красоты,яркость, красочность изображения, придание бытовым образам и мотивам ритуального характера, смысл сюжета чаепития, приемы лубка, отдаленный «след» классицизма: форма парадного портрета, скульптурная моделировка формы, мотив кулис. «Портрет Шаляпина» (1921, 1922): выбор фона, черты парадного портрета, детали и мотивы, особенности композиции.

Символизм (преимущественнохудожники «Мира искусства» и «Голубой розы») – первое направление стиля «модерн» (Сарабьянов) в европейском искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. «Символ» – из игры греческих слов «сюнтитеми» (сополагаю) и «симбалло» (сбрасываю вместе) - целостное единство с изначальной двойственностью. Отсюда – сопоставление и противопоставление изображенного и предполагаемого.

Мировоззренческие и художественные черты символизма: 1) окружающий мир понимается как система знаков невидимого, непознаваемого мира; разновидности символизма: религиозный, эстетический и общефилософский; 2) критика обоснования человека биологическими, социальными и экономическими причинами в реалистическом искусстве; 3) синтез трагического мировосприятия и надежды на достижение «новой земли» и «нового неба»; 4) предмет искусства – творческий человек, сверхличность; интерес к образам Демона, Пророка, Гамлета, Фауста; 5) стремление к синтезу искусств и к мифологии Древнего Египта и Древней Греции, к искусству Востока с целью расширения художественных возможностей; 6) декоративность, соединение реального с условным, фантастическим, освобождение образов от повседневности, быта. В изобразительном искусстве символистами являются Врубель, Рерих, Борисов-Мусатов, Кузнецов.

Михаил Александрович Врубель (1956-1910). Новое в пластическом языке – «гранение» фигур и предметов на пересекающиеся плоскости, создающие устойчивую «конструкцию», пересоздание мира по принципам панэстетизма. Увлечение образом Демона – светлым могучим и скорбным творческим духом (Платон, Лермонтов, Ницше как предшественники). «Демон сидящий» (1890): проблема жертвенного и героического в творческой личности, божественного и дьявольского, конфликт духовного и материального; средства философского изображения (мотив остановки, паузы, обобщенность места и времени, композиция фигуры, соединение живописи и ваяния, орнаментальный мотив как знак предмета и т.д.). Иллюстрации к «Демону» М.Лермонтова. «Демон поверженный» (1902): подчеркнутая символистская условность изображения, обыгрывание образа птицы Феникс. Принцесса Греза (1896)(750х1400): источник сюжета - роман Эдмона Ростана о принце Жоффруа Рюдель и принцессе Мелисанде (любовь к Прекрасной Даме); центральная тема - вечной женственности и рыцарского поклонения красоте; центральная идея – любовь и счастье возможны лишь за пределами реального мира.

Николай Константинович Рерих (1874-1947). Автор около 7 тысяч картин, декораций к «Князю Игорю» Бородина, «Весне священной» Стравинского и др. в 1910 – председатель объединения «Мир искусства». Интерес к проблеме культурно-исторической эволюции человечества, малоизученным культурам. Тема дохристианской Руси: «Гонец. Восста род на род» (1897), «Город строят» (1902), «Заморские гости» (1902) – изображение человека «заменяется изображением жизни более сложных организмов, как: толпа, государство, человечество» (Рерих). Увеличение символической нагрузки образов, условная, декоративная, стилизованная манера изображения, влияние иконописной традиции – «Небесный бой» (1912), «Пречистый град», Град обреченный (1912, 1914), картины посвященные Сергию Радонежскому. Интерес к Индии (переводы на русский язык эпической поэмы «Махабхарата», «Жизни Будды» Асвагоши, произведений Рабиндраната Тагора и др). Центрально-азиатские экспедиции – «Гималайская серия»: влияние идей Е.Блаватской и индийских Учителей, космизм мировосприятия, персонажи картин и философия Рериха, проблема «знание-любовь-этика» (труд «Живая этика»). Организация Института гималайских исследований. Работы: Восток-Запад, Древние источники, Культура и цивилизация, Человек и природа.

Объединение «Голубая роза» (1904-1910). Развитие идей русского символизма и творчества В.Борисова-Мусатова. Журнал «Золотое руно».Участники: М.Сарьян, П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, участвовали М.Ларионов, Н.Гончарова. Связь с поэтами-символистами и композиторами (Скрябиным).

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). Глава саратовской провинциальной художественной школы, зачинатель «Голубой розы» (выставка 1907 года «Голубая роза»). Символизм второй волны в его творчестве, интерес к инмпрессионизму Клода Монэ («Агава», 1907). Элегия «Автопортрет с сестрой» (1898) – особенности двухфигурной композиции, смысл мужской и женской модели. Программная картина «Водоем» (1902) – черты символистского искусства: материал – поэтический слой бытия, модели как образы мистического культа Вечной женственности, иконографичность - поза как эквивалент состояния, система мотивов разворота и круга, мотив молчания, мотив зыбкости изображения.

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Ведущий художник «Голубой розы». Неоромантическая концепция «прекрасной ясности» (азиатская тема: Спящая в кошаре; 1911, Мираж в степи; 1912, Вечер в степи (1912), Дождь в степи (1912) и др.). Объединены названиями «Киргизская сюита», «Бухарская сюита». Поэтизация прозаической повседневности через обыденные детали. Мотивы: фонтана («Голубой фонтан», 1906), весны, утра, пробуждения, предчувствия, мотив рождения младенца и др. Мистические названия: Рождение дьявола, Видение родильницы и др. Азиатская тема: Восток (степь) как символ иной, «правильной» цивилизации, патриархальная идиллия. Изображение вечного, всеобщего средствами условно-обобщенного стиля. «Вечер в степи» – «иконный след» в картине, мифологизация изображаемого, связь с киргизским художественным эпосом («Манас»), основные образы и мотивы, композиция (Земля, воздушная стихия, Космос). Спящая в кошаре (1911) – символический смысл образа героини, обыденных деталей и композиции, цвета. Натюрморт. Утро (1916) – отражение сакральности мира через форму предметов (преображение природной формы в «сверхжизненные кристаллы»), символический смысл композиции.

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972). Преображение реальности в сказку, поэтизация и романтизация натуры: прекрасные животные, фантастическая растительность («Принцесса», «Сказка», «Озеро фей», «Сказка у дерева»), отражение радости жизни (стремления к счастью и свободе). Орнаментальность, декоративность стиля (большие цветовые плоскости, обобщенные формы). Рафинированный символизм в использовании традиций Востока: орнаментики армянского декоративно-прикладного искусства, жанра рубаи, армянской миниатюры. Программные картины – «Константинополь. Улица. Полдень (1910)», Финиковая пальма (1911), Ночь. Египет (1911) и др.: преобладание оранжевого и синего цветов, опредмечивание теней, геометрия композиции, условное обозначение пространства, образы пальмы, верблюда, ослика, основные мотивы.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).Формально не входил в Голубую розу, но органично вписывается в это движение. «Мальчики» (1911) – реминисценция на «Водоем» Борисова-Мусатова: круговая композиция, застывшая поза моделей, отличный от предшественника смысл круга (стремление к разрыву), тема Авеля и Каина. «Купание красного коня» (1912) – программное произведение всего дореволюционного творчества художника: переход к мифотворчеству (перекличка с «Похищением Европы» Серова), значения образа красного коня (фольклор, Апокалипсис, иконопись), мотив круга, универсальный символ будущего в образе мальчика (мотив преображения Апокалипсиса в новую Книгу творения), связь его с иконописными образами, образ воды, цветовое решение. «Девушки на Волге» (1915», «Утро. Купальщицы» (1917), «Мать» (1913, 1915), «Петроградская мадонна» (1920): ориентация фигур и предметов в глобальном пространстве (отражение теории планетарной сферической перспективы) -способ монументализации фигур, изображения универсальности их качеств). «Мать» - парафраз образа Богоматери; варианты интерпретации: общепланетарный символ материнства, темы второго пришествия Христа, цитирование «избяного космизма» крестьянских писателей (С.Есенин и др.). «Полдень» (1917)– цитация житийной иконы: имитация клейм с изображением рождения, любви, материнства, смерти, образ яблоневой ветки. «Утро. Купальщицы» (1917) – софийная идея, мотив введения во храм, языческий и христианский мотив купания, вхождения в воду, стихия воды как чудесное, мотивы поклонения радости жизни, восхождения к духовному, смены поколений. Типологичность обращения к иконописной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: