Четвертый фактор - изменение во внешней среде

Еще один фактор, определяющий все стадии развития творения, – это изменение в качествах внешних воздействий, влияющие на первооснову. Каждая основа развивается в определенной среде и находится под прямым воздействием этой среды. Мы изучали это, когда подробно рассматривали первые три фактора. Но и ближайшая среда, в которой развивается основа, тоже находится внутри более широкой среды. И она также неизбежно влияет на ближайшее окружение и в конечном счете на саму первооснову. Так, например, изменение климата в результате глобального потепления может негативно сказаться на развитии пшеницы.

Мы, люди, также находимся, безусловно, под влиянием нашего ближайшего окружения, на него, в свою очередь, воздействует более широкая среда, которая косвенным образом влияет и на нас. Например, состояние мировой экономики или веяния моды могут определенным образом способствовать развитию в человеке его природных качеств. Скажем, та самая склонность к скупости может углубиться в условиях экономического кризиса.

Итак, четыре фактора определяют все стадии развития любого творения. Первый из них – основа. Он характеризуется отсутствием у нас возможности выбора. Это то, что вложено в нас еще до нашего рождения и без нашего на то согласия. Программа развития основы тоже не оставляет нам выбора выйти за ее рамки. В отношении остальных факторов, суть которых состоит во влиянии окружающей среды, нам предоставлен выбор. Выбирая правильное для нашего развития окружение, мы можем изменить свою жизнь, обратив ее из тяжкого пути, наполненного страданиями, в увлекательное путешествие.

Как выбрать окружение? Какие условия необходимы для этого? Поговорим в следующей части урока.

Проверь себя:

■ Перечислите четыре фактора, определяющие развитие каждого творения.

Путь к наслаждению

Это было ранним вечером, когда темнота только начала спускаться на восточное побережье Соединенных Штатов. Время «золотого века» радио – конец 30-х годов ХХ века. В эфире радиостанции CBS звучал обычный выпуск новостей, только голос диктора был несколько драматичнее, чем всегда. Казалось, начинается ничем не примечательный вечер, но чем дольше диктор продолжал читать текст, тем большие страх и паника охватывали Соединенные Штаты. И невинный вечер превратился в одно из самых запомнившихся событий в истории американского народа.

Что же случилось тогда? CBS транслировала радиопостановку о вторжении на Землю пришельцев с планеты Марс. События излагались как серия новостных выпусков и выглядели настолько убедительно, что слушатели поверили в реальность происходящего. В результате началась массовая паника, многие граждане, охваченные страхом перед нежданными пришельцами, стали покидать свои дома. Женщины теряли сознание. Люди выбегали на улицу и звали на помощь. В Нью-Йорке распространился слух, что иностранцы готовят газовую атаку на город, и это еще больше усилило панику.

Не прошло и часа, а страх и паника как лесной пожар распространились по всему континенту. Даже когда диктор объявил (согласно сценарию), что пришельцы уничтожены с помощью бактерий, волнение не успокоилось. Только по прошествии нескольких часов, когда выяснилось, что речь шла не о реальных событиях, жизнь вернулась в свое русло.

Мнимые новости в радиопьесе, поставленной Орсоном Уэлссом по роману «Война миров» Герберта Уэллса, до сих пор используются как пример силы воздействия средств массовой информации и в целом влияния окружения на человека. Если вокруг нас началась паника, мы неминуемо заражаемся ею. И наоборот, атмосфера радости заставляет нас невольно улыбаться.

О силе воздействия среды на человека мы говорили в первой части урока. Этот фактор имеет определяющее влияние и на духовное развитие человека. Собственно, наш свободный выбор как раз и состоит в выборе окружения. Только выбрав правильное окружение, человек может повлиять на процесс собственного развития, изменив его с длинного и тяжелого пути страданий на увлекательное и приятное путешествие. Все остальные факторы предопределены заранее, и в отношении их нет у нас никакого выбора. Об этом мы также говорили на предыдущих уроках.

До тех пор, пока не проснулась точка в сердце, человек целиком и полностью подчиняется своему желанию получать и даже не осознает этого. Он стремится к наслаждениям, которые ценятся в обществе. И только когда просыпается в нем точка в сердце и он начинает развивать в себе желание связи с Творцом, перед ним раскрывается возможность начать работу по реализации свободного выбора.

Вместе с пробуждением точки в сердце к человеку приходит ощущение внутренней пустоты, которую он не может заполнить. Все удовольствия, желаемые до сих пор, уже не удовлетворяют его. Он начинает искать что-то большее. Что именно? Ему еще не понятно. Ощущение пустоты, которое раскрылось одновременно с пробуждением точки в сердце, не приятно человеку. Но именно оно дает возможность впервые осуществить свободный выбор и выйти из-под абсолютной власти желания получать.

Точка в сердце стирает все предыдущие ценности, навязанные человеку обществом. Все то, что окружающие считают заслуживающим внимания, становится для него не важным. Впервые перед ним открывается возможность самому определить те ценности, которые станут для него значимыми. Сейчас единственная возможность изменить себя состоит в выборе окружения, для которого духовное постижение является высшей ценностью. Отсюда понятно, почему свобода выбора заключается именно в выборе окружения.

Когда окружение говорит, что получение – это удовольствие, а отдача равнозначна страданию, мы не можем влиять на свою жизнь, потому что в ней все диктуется желанием получать, и никто и ничто не могут ему противостоять. В таком окружении, находящемся в вечной погоне за земными наслаждениями, мы постоянно и неосознанно заменяем одно удовольствие другим в соответствии с модой, мнением и оценками общества.

В обществе, которое считает, что отдача является удовольствием, образуется противоречие между врожденным желанием получать, которое сопротивляется такому утверждению, и уже сложившимися ценностными ориентирами общества. Это противоречие продуктивно, т.к. сейчас у человека появляется две возможности. Если до этого момента он находился в рабстве у своего желания получать, то сейчас он получает совершенно новую возможность: предпочесть отдачу а не получение. В этом конфликте мы получаем свободу выбора и можем проявить свою независимость. Именно здесь каждый проявляет свое внутреннее желание к отдаче.

Представьте себе, что вы приобрели новый автомобиль. Выезжаете на новую дорогу. На трассе перед вами указатели: «наслаждение» и «пустота». Естественным образом вы выберете дорогу, ведущую к наслаждению. Вам и в голову не придет двигаться в пустоту. И все другие автомобили покатятся к наслаждению, и никто не повернет в другую сторону.

Но вот после долгих лет стремления к наслаждениям вы приходите к выводу, что настоящего наслаждения достичь невозможно. И тогда начинаете искать решение. Поскольку все другие машины движутся в сторону наслаждения и вы тоже не видите другого пути, то вынуждены продолжать поездку в том же направлении. Так вы оказываетесь внутри замкнутого круга. В наслаждениях нет истинного наслаждения, а по указателю «пустота» вы ехать не в состоянии.

Единственная возможность вырваться из бесконечного бега по кругу – это поменять окружение. Окажись вы в таком обществе, в котором все водители движутся по указателю «пустота» и с воодушевлением и уверенностью говорят вам, что указатель «пустота» это просто грандиозный обман, и на самом деле они едут в чудесное место, новое и уникальное, полное бесконечных удовольствий, то и вы захотите попасть туда.

Проверь себя:

■ Когда перед человеком открывается возможность свободного выбора? Объясните, почему?

Потому, что мы живем в обществе

Приведенный в предыдущем разделе пример хорошо иллюстрирует наше состояние с момента пробуждения точки в сердце, но в отношении свободного выбора он может нас запутать. В нем говорится, что человек должен выйти из своего нынешнего окружения и найти новое. На самом деле, и это очень важно отметить, ему ничего не нужно менять в своей жизни.

Для того чтобы выбрать правильное окружение, мы не должны куда-то переезжать или разрывать связи с близкими. Вся наша работа состоит в том, чтобы выстроить параллельно нашему обычному окружению еще одно – новое окружение, в котором главной ценностью является духовность.

Как кусок железа притягивается к магниту, так человек с пробудившейся точкой в сердце тянется к духовно устремленным людям, к правильным книгам и к учителю, который объяснит, как правильно учиться. Это еще не выбор окружения, и до построения окружения – еще далеко. Пока человека просто «приводят» в правильное место, не спрашивая его самого. Но после того, как он пришел туда, где сможет развиваться, ему дается возможность строить и расширять свое духовное окружение, исходя из своего свободного выбора.

Работа по построению духовного окружения ведется в двух направлениях:

· Создание внутреннего окружения.

· Создание внешнего окружения.

В каббале принято, что внутренняя работа важнее внешней, но внешняя работа необходима для успеха во внутренней. Рассмотрим вначале те усилия, которые необходимо приложить для создания внутреннего окружения, а затем поговорим о работе с внешним окружением.

Каббала считает, что сутью человека является желание получать и внешнее окружение есть ни что иное, как набор желаний. Целью нашей работы по созданию духовного окружения является увеличение желания к духовному. Усиливая желание к духовному, мы можем сделать его более значимым по сравнению с другими, земными желаниями.

Дело в том, что каждый из нас начинает свой путь в духовном с точки в сердце, которая в соответствии со своим названием, действительно, является лишь точкой, малым желанием. Чтобы ее увеличить и вырастить в себе страстное желание, осознание важности духовного, мы должны присоединить к этой маленькой точке желания других, так же как и мы, стремящихся к духовному людей и построить внутри себя духовное окружение, которое земному удовольствию предпочитает духовное.

Это тонкая работа, требующая большой чувствительности. Мы должны ощутить внутреннее желание своих товарищей к духовному, впечатлиться от него, поднять его значимость над тем впечатлением, которое создается в нас под воздействием наших органов чувств. Вся эта работа производится только внутренне. Мы не должны производить никаких внешних действий, работает только наша чувствительность, которая развивается и усиливается в процессе изучения науки каббала.

Итак, мы должны развить в себе большое желание к духовному. Его мы строим из присоединения к желаниям своих товарищей в их стремлении к духовному. Таким образом мы выстраиваем внутри себя духовное окружение и выбираем его в качестве правильной среды для своего развития.

Но есть еще и работа по выбору внешнего окружения. Расширить свое желание к духовному мы можем через занятия в одном из учебных центров, находящихся в разных городах стран СНГ, Европы и Америки, с помощью книг, телевизионных программ канала 66 (в Израиле) и через материалы нашего сайта в интернете. Все это составные части нашего духовного окружения, и у каждого есть возможность выбрать именно то, что ему подходит.

Бааль Сулам однозначно опеделяет важность выбора окружения: «Прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз выбирающий лучшую среду, достоин похвалы и награды. Но и здесь, не за его хорошие дела и мысли, принудительно возникающие у него без всякого выбора с его стороны, а за старание выбрать каждый раз хорошее окружение, приводящее к появлению у него этих мыслей и дел. Как сказал рав Иошуа бен Пархия: «Сделай себе рава и купи себе товарища"». /31/

Еще один способ формирования духовного окружения - это распространение науки каббала. Сказано: «Во множестве народа – величие царя». /32/ Чем шире будет наше духовное окружение, тем сильнее оно будет влиять на нас, увеличивая наше желание к духовному.

О важности распространения науки каббала для духовного развития поговорим подробнее в третьем разделе.

Проверь себя:

· Опишите вкратце, в чем состоит работа по выбору внутреннего и внешнего окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: