О жизни и смерти

В заключение урока скажем пару слов и о нашей знакомой, вместо головы у нее – череп с пустыми глазницами, покрытый капюшоном, и в руках коса. Оказывается, она тоже имеет отношение к свободе выбора.

Чтобы избежать ненужных выяснений, начнем с конца. В каббале «ангел смерти» - это ни что иное, как «желание получать». Распространенному образу в длинном плаще, который приходит забрать нашу жизнь, есть место в фильмах ужасов, но не в науке каббала.

«Ангел» - это сила, с помощью которой Творец управляет творением. «Жизнь» - это ощущение духовного, а «смерть» - то, что отделяет нас от ощущения истинной жизни, то есть желание получать, или, точнее, намерение ради получения.

Какая связь между намерением ради получения (ангел смерти) и свободой выбора? Связь простая: настоящая свобода выбора находится в освобождении от власти намерения ради получения. Другими словами, настоящая свобода - это свобода от ангела смерти. Пока мы находимся во власти намерения ради получения, оно управляет нами по своей программе, не спрашивая нас, - подобно тому, как рука управляет перчаткой, - и мы лишены свободы выбора. Только в процессе исправления намерения ради получения у нас появляется выбор.

Исправление намерения ради получения и приобретение намерения ради отдачи напрямую зависит от выбора среды, то есть от духовного окружения, которое мы должны построить. Отсюда понятно, почему наша свобода выбора заключается в выборе окружения. В процессе изучения науки каббала раскрывается, что выбор окружения - это не только условие постижения духовного, но также и непосредственно духовная работа. В нашем выборе своего окружения и проявляется наша свобода выбора.

Выражение «свобода от ангела смерти» можно также объяснить, как подъем над временным и недостойным существованием в нашем мире на уровень вечной жизни. Что имеется в виду? Бааль Сулам пишет /33/, что методика, по которой мы работаем с желанием получать в нашем мире: намерение получения ради себя, - приводит к тому, что наслаждение гасит само желание. Наиболее удачный пример тому: еда (наслаждение) гасит аппетит (желание). Также со временем исчезает и наслаждение, достигнутое в результате приложения больших усилий, например, удовольствие от новой машины или высокой должности. Наслаждение аннулирует желание: без желания нет наслаждения.

Такое постоянное состояние, при котором наслаждение входит в желание и аннулирует его, приводит в конце концов к полному разочарованию от погони за наслаждением. В результате желание получать постепенно исчезает и мы угасаем вместе с ним. Умирает желание, а вместе с ним - человек.

В детстве мы полны любопытства, наполнены неисчерпаемой энергией раскрыть мир. Все является новым, захватывающим. В юности мы хотим все познать, покорить все вершины, достичь всего, что только можно, изменить мир. По мере взросления человек наполняет некоторые из своих желаний и отчаивается в своей возможности достичь других. Он духовно стареет: его желания ослабевают и постепенно исчезают. Так продолжается до тех пор, пока не остается у него ни одного желания.

Пишет Бааль Сулам /34/:

«Но после середины его (человека) лет начинаются дни спада, которые по содержанию подобны дням смерти, так как человек не умирает в одно мгновение, так же, как не получает мгновенно окончательную форму жизни. Его свеча, то есть его эгоизм, медленно угасает... так как он начинает отказываться от многого, о чем мечтал в юности..., и в дни реальной старости, когда тень смерти уже парит на высотах, у человека уже совершенно нет желаний, потому, что его желание получать, то есть его эгоизм, угасло и покинуло его».

Освобождение от ангела смерти, а именно, работа с намерением ради отдачи вместо намерения ради получения совершенно меняет картину. Вместо того, чтобы желание наполнялось наслаждением на короткое мгновение и наслаждение гасило бы само желание, наслаждение проходит через желание с намерением передать наслаждение ближнему. Таким образом мы можем пропустить через себя все существующие в мире наслаждения и желание будет существовать вечно. Мы сможем получать безгранично, и поток света внутри нас поднимет нас к состоянию вечной жизни.

Человек, который исправил свое намерение получать и находится в духовном, уже не отождествляет свое существование с существованием своего материального тела. Он продолжает существовать в материальном теле, но духовность, которой он достиг, представляет для него категорию существования намного более высокую и она не зависит от его материального тела. С ней одной он и идентифицирует себя. Он продолжает жить в ней и после материальной смерти. Рав Барух Ашлаг говорил, что смерть подобна смене рубахи, ты сбрасываешь с себя старую (материальное тело) и надеваешь новую (если твоя душа должна вернуться в этот мир в новом теле).

Проверь себя:

  • Что такое «свобода от ангела смерти»?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: